Для 60-х годов, характерных внедрением методов науки в творческие области, развитием структурно-типологических исследований, стремлением к точности формулировок, выводов, определений, времени НТР, типично увлечение пространственно-трансформируемыми решетчатыми конструкциями, сборными элементами, где доминируют сетчатые орнаменты, лишенные акцентов. Это привело к появлению методов машинного проектирования, типологическому единообразию и стандартизации в сфере строительного искусства и архитектуры.

Рис. 49. Проспект Калинина в Москве
Рис. 49. Проспект Калинина в Москве
Создаются крупные жилые массивы преимущественно на свободных городских землях. Началось строительство многоэтажных односекционных крупноблочных зданий башенного типа. В начале 60-х годов появились дома из вибропрокатных панелей. Лаконизм форм при функционально-эстетически обоснованных объемно-планировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (Новый Арбат) (1962—1968, М. Посохин и др., рис. 49).

Для архитектуры 70-х годов как реакция на предшествующий период НТР характерна устремленность в область экологии человека. Возрождаются осевые композиции, ассоциации с прошлым.

Рис.50. Государственная библиотека в Ашхабаде
Рис.50. Государственная библиотека в Ашхабаде
При создании общегородских ансамблей творчески осваивался исторический опыт, учитывалась связь города с природным окружением. Многие ансамбли решены в современных градостроительных формах, но отражают определенную преемственность традиций. Таковы ряд ансамблей в Санкт-Петербурге, Ташкенте, Ашхабаде (рис. 50).

Основу архитектуры городов формирует жилищное и культурно-бытовое строительство. Генеральный курс на типизацию в массовом строительстве и развитие индустриального домостроения позволил намного быстрее решать проблему обеспечения населения благоустроенным жильем.

Рис. 51. Крытый спортивный стадион и бассейн «Олимпийский» в Москве
Рис. 51. Крытый спортивный стадион и бассейн «Олимпийский» в Москве
В 1976 г. началось строительство объектов к XXII Олимпиаде 1980 г. в Москве. Некоторые из построенных олимпийских объектов являются уникальными по своим архитектурным и инженерно-техническим решениям, технологическому оборудованию. Таковы крытый спортивный стадион и бассейн «Олимпийский» на Проспекте Мира (М. Посохин и др., рис. 51), крытый велотрек в Крылатском (Н. Воронина и др., рис. 52), международный почтамт на Варшавском шоссе (Ю. Шевердяев, В. Кильпе и др.)

Гпс. 52. Крытый велотрек в Крылатском
Гпс. 52. Крытый велотрек в Крылатском
Архитектура конца 70-х — начала 80-х годов отмечена возросшим уровнем мастерства. Архитектурная практика переходит на более высокую ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение ее задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками промышленности строительных и отделочных материалов, в том числе домостроительных заводов, социологами, медиками и другими работниками смежных профессий.

Большое внимание уделяется вопросам комплексной застройки. Впервые в отечественной практике осуществляется застройка в едином градостроительном комплексе нового жилого района Крылатское в Москве (А. Самсонов и др., рис. 53).

Рис. 53. Градостроительный комплекс жилого района Крылатское в Москве
Рис. 53. Градостроительный комплекс жилого района Крылатское в Москве
Форму в архитектуре стала определять культурно-историческая среда, больше стало проявляться уважения к историко-культурным традициям. По проектам архитекторов-реставраторов начались работы по восстановлению старых кварталов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

В Москве появилась первая пешеходная улица — Арбат, являющаяся с 1973 г. заповедной зоной. Пешеходные улицы стали прообразом нового уровня городской культуры, общения, досуга.

Новый комплекс газеты «Известия.» на Пушкинской площади (1968—1985, Ю. Шевердяев, Вл. Кильпе и др.), объединив старую и новую застройку, решил проблему формирования одной из важнейших площадей центра Москвы при противоречивых градостроительных условиях, обогатив композицию площади и подчеркнув значение Тверской улицы.

Рис. 54. Московский театр на Таганке
Рис. 54. Московский театр на Таганке
Здание Московского театра на Таганке (1974—1983, А. Анисимов и др., рис. 54) решено как динамичная система, прорастающая в сложившейся городской среде своей сложной выразительной формой, возникшей в контрасте со средой старой Москвы.

Круг проблем современного градостроительства достаточно широк: совершенствование форм реконструкции городов, управление их развитием, рост малых городов и ограничение больших городов, совершенствование архитектурно-художественного облика городов и районов, охрана природы и многое другое. Особое внимание уделялось новым тенденциям в развитии градостроительства, своеобразию городов и поселков, вопросам охраны архитектуры исторических районов, ландшафтной архитектуре.

Чувство любви к своему городу — обязательный элемент подлинно патриотического воспитания. Роль архитектора в становлении этого чувства очень велика. Глубокие основы своеобразия закладывались в генеральные планы развития городов и поселков.

Во все предшествующие эпохи объективно существовала традиция преемственности, учета того, что создано предшественниками. В течение 100 лет формировался величественный ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, где, сохранив свой архитектурный почерк и стилевые характеристики отдельных сооружений, архитекторы В. Растрелли, К. Росси, А. Захаров, А. Брюллов создали шедевр градостроительного искусства.

Застройка Москвы представляла собой сочетание разновременных слоев, в XX в. реконструкция архитектурных объектов в них почти не велась. Различные виды застройки, морфотипы, которые складывались в различные периоды, представляли собой определенные типы зданий и способов застройки участков.