Памятники архитектуры
Памятники архитектуры
Покровский собор как образ совершенного града в сознании русских людей XVI века
Русская жизнь была в первой половине XVI столетия насыщена суеверием и убеждением в том, что священные предметы имеют силу магического воздействия на реальный мир и его явления.
Памятники архитектуры
Новое и традиционное в архитектуре Покровского собора
Памятник взятию Казани является все же церковью. Средняя часть Покровского собора, его центральный храм, вокруг которого сгруппированы восемь приделов, представляет собой квадратную в плане бесстолпную посадскую церковь, существенно отличающуюся в своей верхней части от обычного типа посадских церквей Москвы первой половины XVI века.
Памятники архитектуры
Покровский собор — центральное здание Москвы XVI века — и посад
Замечательным фактом русской истории XVI века является то обстоятельство, что Иван Грозный построил храм-памятник взятию Казани вне Кремля, и притом в середине посада, на главной торговой площади столицы.
Памятники архитектуры
Покровский собор — памятник взятию Казани
Порожденные в своем могуществе материальным благосостоянием и свободным развитием личности и разума, процессом создания русского национального централизованного государства, крупные феодалы превратились в результате того же самого процесса в серьезнейшее препятствие на пути дальнейшего развития национальной централизации.
Памятники архитектуры
Элементы рационализма в архитектурной эстетике 1450-1600 годов и Покровский собор
Вопрос о группировке башен Покровского собора связан с проблемой рациональных эстетических закономерностей, некоторое развитие которых наблюдается в русском зодчестве 1450-1600 годов.
Памятники архитектуры
Покровский собор и ансамбль Москвы
Самое место в столице, на котором воздвигнут Покровский собор, имеет далеко не случайный характер. Эта точка в городе постепенно обозначилась в процессе естественного роста Москвы начиная с XIV века.
Памятники архитектуры
Взаимная связь трех основных композиционных элементов наружного объема Покровского собора
Вопрос о том, как связаны друг с другом в композиционном отношении три основных элемента наружной формы Покровского собора, очень существен для архитектуры этого наиболее выдающегося произведения древнерусского зодчества.
Памятники архитектуры
Архитектура Покровского собора и Русское государство середины XVI века
В русском обществе первой половины XVI века еще продолжало жить унаследованное от прежних времен убеждение, что «спастись», т.е. заслужить на земле райскую жизнь, можно только в монастыре.
Памятники архитектуры
Как правильно охранять Покровский собор?
Все мы убеждены в том, что необходимо охранять наше архитектурное наследие, в первую очередь - наиболее выдающиеся в художественном отношении памятники. Это тем более относится к такому уникальному, неповторенному, неповторимому и общепризнанному, с точки зрения его архитектурно-художественной ценности, зданию, как Покровский собор на Красной площади в Москве (который гораздо позднее был назван по похороненному близ него юродивому «Василием Блаженным»).
Памятники архитектуры
Символика чисел в архитектуре Покровского собора
Очень существенной для русского искусства XVI века является задача изображения неизобразимого, вытекающая из религиозного характера мировоззрения этого времени. Стремление воплотить в художественных образах представления людей о потустороннем мире характерно также и для предшествующих этапов развития русской культуры, в течение которых вся русская жизнь в еще большей степени была проникнута религиозными верованиями.
Памятники архитектуры
Западноевропейские, южноевропейские, восточные и новгородские влияния в архитектуре Покровского собора
Вряд ли кто-либо усомнится в том, что Покровский собор является произведением русской архитектуры, что он выражает художественные вкусы и мировоззрение русского народа в необыкновенно яркой и совершенной форме.
Памятники архитектуры
Отражение народной фантастики в архитектуре Покровского собора
В середине XVI века в сознании русского человека большую роль стали играть элементы рационального отношения к окружающему Выше были отмечены индивидуалистические и рационалистические тенденции в среде крупного боярства, посадских ремесленников и торговых слоев населения.
Памятники архитектуры
Древнерусский быт и архитектура Покровского собора
Мы мало представляем себе характер жизни наших предков в XVI веке, в наших суждениях о прошлом даже нашей собственной страны и нашего народа мы слишком склонны рассматривать все глазами современного человека.
Памятники архитектуры
Реставрация памятников в послереволюционный период в России
В первые годы советской власти были ликвидированы повреждения памятников Московского Кремля во время революционных боев, в 20-е годы реставрация Московского Кремля была продолжена (И.
Памятники архитектуры
Реставрация памятников архитектуры в дореволюционной России
Интерес к памятникам прошлого появился в начале XVIII в., в период приобщения России к западноевропейской культуре. Ряд указов Петра I 1718—1722 гг. о коллекционировании предметов древности, организация Кунсткамеры в Петербурге, интерес историков к памятникам средневековья предшествовали развитию архитектуры России по пути освоения классических форм.
Памятники архитектуры
Три основных композиционных элемента наружного объема Покровского собора
Наружный объем Покровского собора состоит из трех элементов, очень отчетливо друг от друга отличающихся: 1) больших восьмигранных столпов, ориентированных по странам света; 2) квадратных в плане церковок, расположенных между столпами; 3) центральной башни, перекрытой шатром.
Памятники архитектуры
Кому принадлежит идея вложенная в архитектуру Покровского собора
Естественно задать себе вопрос: кому, собственно, принадлежит сама идея, вложенная в архитектуру Покровского собора и столь блестяще осуществленная его архитекторами?
Памятники архитектуры
Реставрация памятников архитектуры в Западной Европе
Памятники архитектуры являются не только воплощением творчества архитекторов, но и частью глобального экологического комплекса, от сохранения которого зависит будущее человечества.
Памятники архитектуры
Характер русской архитектуры 1450-1550 годов
Сравнение друг с другом Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля вскрывает процесс зарождения в русской архитектуре конца XV и начала XVI века композиционных принципов, внутренне родственных зодчеству итальянского Ренессанса.
Памятники архитектуры
Покровский собор — связующее звено между посадом и Кремлем
В XV-XVI веках московское правительство проводило прогрессивную политическую линию, так как основным процессом русской жизни того времени была централизация страны в условиях феодализма.
Памятники архитектуры