Предприятие рассчитано на сезонную работу, но его технологическая схема существенно отличается от сезонного предприятия производительностью 100 тыс. кирпичей. Добычу глины и складывание ее в гряды или бурты для естественной подготовки предусматривают здесь механизированными способами, обработку глины и формовку сырца — на кирпичеделательном агрегате СМ-296А или подобного ему типа, сушку сырца — более совершенными способами в обычных шатровых или иных сушильных сараях, а обжиг кирпича — в кольцевой бессводовой печи. Вместо тачек и других простейших транспортных средств на данном предприятии предусмотрен преимущественно рельсовый внутрицеховый транспорт — в вагонетках по узкоколейным путям.

Для добычи глины наиболее целесообразно использовать небольшой одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу, который можно взять на 20 дней у одной из ближайших строительных или других организаций. Такой экскаватор сможет за указанный срок обеспечить предприятие глиной для работы в течение всего сезона.


Часовая производительность одноковшовых экскаваторов (с погрузкой глины па вагонетки или в автосамосвалы) с различной емкостью ковша составляет в зависимости от плотности глины:



Для лучшего использования производительности одноковшового экскаватора наиболее целесообразно отвозить глину в гряды двумя-тремя автосамосвалами, что позволит заготовить всю глину в минимальный срок.

При небольшом расстоянии карьера от предприятия добыча глины и ее буртование для естественной подготовки могут быть выполнены также в 20-дневный срок скрепером или бульдозером.

Учитывая сравнительно небольшую среднесуточную потребность в глине для текущего производства — всего около 25 м3, предусматривается ручная добыча глины из гряд или буртов (а при достаточно рыхлой глине, не требующей естественной подготовки, и непосредственно из карьера), а доставка ее в производство — в вагонетках с опрокидным кузовом по узкоколейным путям.

Если таких вагонеток нет и приобрести их нельзя можно обойтись только вагонеточными скатами с подшипниками, а вагонетки сделать из дерева. Для каждой вагонетки следует изготовить раму-платформу из брусьев, обшив ее сверху досками. На платформу вагонетки ставят деревянный ящик без дна, снабженный ручками, в который и насыпается глина. При выгрузке глины ящик снимают, после чего вагонетку легко можно опорожнить. Ящик должен быть сделан конусным.

Нагруженные вагонетки можно транспортировать при помощи лошадей, мотовозов или лебедки. В последнем случае необходимо иметь две ветви троса: одну для груженых вагонеток, а вторую — для порожняка. Могут применяться и другие варианты транспортирования сырья.

Для сушки сырца сараи предусмотрены двух вариантов: шатровые для сушки сырца на поду сарая и сараи на столбах для сушки по методу Картавцева.

Обжиг кирпича также запроектирован в двух вариантах: в кольцевых бессводовых печах системы А. А. Смирнова и системы Гипросельстроя. Эти печи имеют почти одинаковый объем обжигательного канала (160 и 164 м3) и работают по одинаковому принципу, отличаясь лишь некоторыми конструктивными особенностями. Обжигательный канал печи Смирнова уже и длиннее по сравнению с печью Гипросельстроя, что при одинаковой производительности печей требует большей скорости огня, но в то же время облегчает условия обжига и обеспечивает его равномерность. В печи Смирнова дымовые газы удаляют из каждой камеры обычными для кольцевых печей дымовыми конусами, а в печи Гипросельстроя — перекидными коробами.


Если колхоз имеет возможность заказать необходимое чугунное литье для печи (дымовые конусы и гнезда к ним), то предпочтение следует отдать печи Смирнова.

Рис. 69. План предприятия производительностью 1—1,5 млн. кирпичей в сезон
Рис. 69. План предприятия производительностью 1—1,5 млн. кирпичей в сезон
Помимо основных производственных сооружений, на данном предприятии предусмотрены небольшая ремонтно-механическая мастерская с кузницей, сарай для противопожарного инвентаря, материальный склад и контора.

Примерное расположение всех сооружений на площадке предприятия показано на рис. 69.

Продолжительность сезона работы на данном предприятии условно принята исходя из климатических особенностей Московской области (предприятие работает по 7-дневной прерывной неделе с 3/V по 15/IX). При строительстве в других климатических поясах производительность предприятия должна быть соответственно пересчитана.

Продолжительность отдельных производственных операций, согласно принятым в проекте расчетам, приведена в табл. 18.