72. Крытый деревянный мост Чан-Чуй
72. Крытый деревянный мост Чан-Чуй
Несмотря на то, что многие сооружения Китая носят архаический характер, они представляли исключительный интерес для Европы. Возникшие в эпоху феодализма китайские мосты оказали значительное воздействие на развитие европейского мостостроения. Европейских зодчих поразило необычайное мастерство китайских строителей, умевших органически вписывать в ландшафт, композиционно сливать свои сооружения, в частности мосты, с природой.

Мосты и дома Китая их строителями зачастую трактуются как своего рода художественная растительность. Это впечатление усиливается причудливой формой крыш, покрывающих нередко и мосты (рис. 72), и пестрой раскраской их в разные цвета с блестками позолоты.

73. Мост Кинтей-Кио в Ивакуни (Япония), 1650 г.
73. Мост Кинтей-Кио в Ивакуни (Япония), 1650 г.
Прихотливость служит отличительным признаком китайских садовожилищных ансамблей, немыслимых без затейливо обработанных мостиков-игрушек.

Если местность имеет нейтральный характер, то ее делают живописной, пользуясь искусственными приемами построения садовой архитектуры. Характерный для Китая и Японии волнистый силуэт мостов (рис. 73) трудно оправдать только необходимостью создать условия для прохождения под ними высоких судов.

74. Мраморный мост Лу-Коу в летнем дворцовом парке Ван-Шу-Шан у Пекина
74. Мраморный мост Лу-Коу в летнем дворцовом парке Ван-Шу-Шан у Пекина
Формы сада строятся с сознательным расчетом. Устройство садов составляло особую науку и было предметом многочисленных сочинений.

Характерные особенности китайской архитектуры, в частности волнообразное очертание мостов, соблюдается полностью и в каменных арочных сооружениях очень древнего происхождения. Однопролетный с крутыми подъемами мраморный мост в дворцовом саду Пекина (рис. 74) рассчитан на определенный живописный эффект. При подъеме и спуске с моста зрителю открывается множество точек зрения на сад и ландшафт. Иначе воспринимается мост при движении к нему по реке. Издали кривая моста включается в общий силуэт ландшафта, а по мере приближения к сооружению арка с ее отражением в воде превращается в раму, окаймляющую часть пейзажа.

75. Мост близ Шанхая
75. Мост близ Шанхая
Можно привести еще ряд примеров арочных мостов подобной формы, обработанных с обычной для позднейшей китайской архитектуры перегруженностью украшениями и декоративными деталями.

76. Висячий мост в Сычуани из растительных канатов диаметром 20 см
76. Висячий мост в Сычуани из растительных канатов диаметром 20 см
Наряду с ними встречаются монументальные арочные мосты полуциркульного очертания, весьма оригинальной, смелой и изящной конструкции (рис. 75)1.

Китайцы были первыми изобретателям» живописных висячих мостов. В этой области они на несколько веков опередили Европу. Висячие сооружения делались ими кабельными из растительных канатов (рис. 76) или на цепях из железа (рис. 77).

77. Висячий мост Кинг-Тунг на металлических цепях в вантах
77. Висячий мост Кинг-Тунг на металлических цепях в вантах
Любовь к разрешению декоративно-живописных задач сказывается в устройстве на этих мостах щедро орнаментированных порталов. Китайские массивные балочные.мосты, перекрытые огромными каменными плитами, по словам путешественников, часто достигают нескольких километров, а длина отдельных плит доходит до 22 м (73 фута).

Такие названия, как мост «десяти тысяч столетий» у города Фучжоу, указывают, что строители старались этими сооружениями произвести подавляющее впечатление на массы.

78. План центральной части Пекина
78. План центральной части Пекина
Мосты должны быть поражать зрителя своими размерами, как китайская стена — своей длиной, достигавшей нескольких тысяч километров, и формой, в плане похожей в представлении китайцев на огромного дракона.

79. Пять мраморных мостов перед воротами Согласия
79. Пять мраморных мостов перед воротами Согласия
Мосты в большом количестве встречаются в дворцовых комплексах Китая, занимающих большую территорию со своими прудами и каналами. Примером может служить дворец в Пекине (рис. 78). Через окружающие его каналы переброшено множество мостиков, бывших в представлении китайцев того времени «местами раздумья». Такая роль предназначена была и пяти мраморным мостам перед воротами Согласия в Пекине (рис. 79).

80. Мост в летней резиденции Пекина
80. Мост в летней резиденции Пекина
81. Мост-храм Чун-Кинг
81. Мост-храм Чун-Кинг
Выбор интересных точек зрения оказывает здесь большое влияние на расположение мостов. Хорошей иллюстрацией этого является лубочный китайский рисунок (рис. 80), изображающий ландшафт у Летнего дворца под Пекином с прилегающими дорогами, водными поверхностями и мерцающими в них отражениями. Такой характер имеет и императорский мост в Пекине. Интересный образец китайской архитектуры представляет крытый мост-храм Чун-Кинг (рис. 81) с его оригинальной надстройкой и живописным силуэтом. В техническом отношении все перечисленные сооружения построены вполне рационально и отличаются большой тщательностью выполнения.

Примечания

1. Пролеты их достигают 30 м, они очень узки и имеют своды толщиной от Узо до Уео пролета, т. е. вдвое тоньше европейских. Своды сложены насухо из притесанных клиньев на пиронах. Они поддерживают фасадные стенки с забуткой из утрамбованной глины и проезжей частью из плит, находясь в устойчивом равновесии, которое не нарушается осадкой опор.
Для обеспечения устойчивости и жесткости в сводах прокладываются цельные клинья на всю ширину моста, а фасадные стенки соединяются цельнокаменными связями, которые над опорами превращаются в сплошные стенки, архитектурно отмечаемые на фасадах мостов (рис. 75).