Общая схема

Размеры территории электростанции должны удовлетворять требуемым минимальным разрывам между зданиями и сооружениями по технологическим, санитарным и противопожарным требованиям. При определении размеров территории, занимаемой электростанцией, следует учитывать также возможность ее расширения, однако при этом не следует предусматривать излишних резервных площадей.

Генеральный план должен разрабатываться на конечную мощность. Освоение же территории должно производиться лишь в объеме, необходимом для строительства данной очереди (при сооружении очередями).

Главный корпус тепловой электростанции рекомендуется располагать возможно ближе к источнику водоснабжения. В зависимости от мощности ТЭС и рельефа местности распределительное устройство обычно располагают за угольным складом или со стороны постоянного торца главного корпуса. Здания и сооружения, к которым должны подаваться железнодорожные составы, желательно располагать с максимальным приближением к железнодорожным путям. Ввод постоянных железнодорожных путей на площадку может быть осуществлен со стороны как временного, так и постоянного торца главного корпуса. Постоянный железнодорожный путь обязательно подводится к машинному отделению главного корпуса. На мощных ТЭС подвод железнодорожного пути осуществляется также к котельному отделению и к трансформаторам, устанавливаемым у стенки машинного отделения.

На всех электростанциях должно быть предусмотрено ограждение площадки. Длина ограды должна приниматься минимальной. Вне ограды располагаются склад твердого топлива, разгрузочное устройство для топлива, приемо-сдаточные пути, мазутное хозяйство емкостью более 10000 м3 при наземном хранении и 20000 м3 при подземном, пожарное депо, столовая. Все эти сооружения, кроме мазутного хозяйства, не ограждают. На ограждаемой территории электростанции или вне ее, но с обязательным местным сетчатым ограждением, сооружаются открытые распределительные устройства, насосные циркуляционного, противопожарного и питьевого водоснабжения, брызгальные бассейны.

Склады топлива

Площади, занимаемые топливными складами, определяются в соответствии с нормами технологического проектирования тепловых электрических станций, предусматривающими для ТЭС следующие емкости складов.

Емкость складов угля и сланца принимается, как правило, равной 30-суточному расходу топлива. Для электростанций, располагаемых на расстоянии 41—100 км от угольных разрезов или шахт, емкость склада принимается равной 15-суточному расходу, а на расстоянии до 40 км — 7-суточному расходу. Суточный расход топлива определяется исходя из 24-часовой работы всех котлов при их номинальной производительности. При наличии пиковых и полупиковых энергетических и водогрейных котлов суточный расход топлива определяется с учетом заданного режима их работы. При производительности топливоподачи 100 т/ч и более для разгрузки вагонов с углем и сланцем применяются вагоноопрокидыватели: при производительности от 100 до 400 т/ч устанавливается один вагоноопрокидыватель, от 400 до 1000 т/ч — два. Количество вагоноопрокидывателей для ТЭС с производительностью топливоподачи свыше 1000 т/ч определяется расчетом (с учетом одного резервного). При установке одного вагоноопрокиды-вателя на складе топлива предусматривается разгрузочная эстакада длиной 120 м или приемный бункер на один вагон, при наличии резервного вагоноопрокидывателя — эстакада длиной 60 м.

При поставке на электростанцию смерзающегося топлива сооружаются размораживающие устройства. Длина размораживающего устройства определяется с учетом времени разогрева вагонов, суточного расхода топлива и должна увязываться с длиной пути надвига и поступающих маршрутов топлива.

На электростанциях, для которых мазут является основным, резервным или аварийным топливом, длина фронта слива мазута должна приниматься исходя из слива расчетного суточного расхода мазута не более 9 ч и весовой нормы железнодорожного маршрута, но не менее 1/3 длины маршрута. При этом доставка принимается цистернами емкостью60т при коэффициенте неравномерности подачи 1,2.

Длина фронта разгрузки растопочного мазутохозяйства для электростанций с котлами общей паропроизводительностью до 8000 т/ч принимается 100 м, свыше 8000 т/ч — 200 м.

Емкость мазутохранилища для электростанций, у которых мазут является основным, резервным или аварийным топливом, принимается следующей:



Расчетный суточный расход мазута определяется исходя из 24-часовой работы всех установленных энергетических котлов при их номинальной производительности и 24-часовой работы водогрейных котлов при покрытии максимального отпуска теплоты на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение.

Разрывы между зданиями и сооружениями

Разрывы между зданиями и сооружениями по противопожарным требованиям зависят от степени огнестойкости зданий и сооружений. Разрывы между зданиями и сооружениями и открытыми наземными расходными складами топлива принимаются в соответствии со СНиП «Генеральный план промышленных предприятий». Расстояние между зданиями и сооружениями электростанции и оградой должно быть не менее 5 м, расстояние до градирен — не менее 21 м. Разрыв между ОРУ и градирнями должен быть не менее 60 м при расположении ОРУ с подветренной стороны и не менее 30 м — с наветренной.

Санитарные нормы требуют разрыва между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, не менее наибольшей высоты противостоящего здания до карниза. Санитарные разрывы должны быть:

  • от открытых складов угля и других пылящих материалов до вспомогательных зданий — не менее 15 м, а до административных — 35 м;
  • от штабелей угля до ОРУ — не менее 80 м при подветренном расположении склада и 100 м при наветренном, до главного корпуса — не менее 12—15 м.
Вертикальная планировка территории электростанции должна выполняться с сохранением по возможности естественного рельефа местности и выполнением минимального объема земляных работ. Перемещение при планировке земляных масс не должно вызывать оползневых и просадочных явлений, нарушения режима грунтовых вод и заболачивания территории.

Основные здания и сооружения электростанции, имеющие значительную протяженность (главный корпус и др.), а также железнодорожные пути следует по возможности располагать параллельно горизонталям существующего рельефа. При сложном рельефе площадки приходится производить террасную планировку. Такая же планировка применяется, как правило, при уклонах естественного рельефа более 0,03. Вертикальная планировка должна обеспечить отвод поверхностных вод от зданий и сооружений по кратчайшему пути к лоткам и кюветам открытой системы водоотвода или к дождеприемникам ливневой канализации с последующим сбросом в пониженные места. На территории электростанции, как правило, должна предусматриваться открытая система водоотвода и лишь при технико-экономическом обосновании допускается закрытая система водоотвода.


Уклоны планируемой поверхности, выполняемые для отвода ливневых вод от зданий и сооружений, должны соответствовать допустимым уклонам транспортных путей и инженерных сетей и коммуникаций. Минимальные уклоны планируемых площадей принимаются обычно в пределах 0,03. При планировке площадки в пределах здания высота подсыпки должна обеспечить для основных зданий и сооружений нормальную глубину заложения фундаментов в естественный грунт.

Вдоль наружных стен зданий должны устраиваться отмостки шириной, превышающей вынос карниза на 200 мм, но не менее 500 мм, с уклоном 0,03—0,10, направленным от стен здания.

При размещении электростанции у водных источников отметки территории, на которой располагаются здания, сооружения и внутриплощадочные дороги, должны назначаться не менее чем на 0,5 м выше горизонта высоких вод с учетом подпора и уклона водотока.

Отметка чистого пола первого этажа основных производственных зданий должна быть выше планировочной отметки зданий на 0,15 м; отметка головки рельса железнодорожного пути, вводимого в здание, должна быть равна отметке чистого пола здания либо превышать ее не более чем на высоту рельса.