Подрядным называется способ, при котором строительство ведется специально созданными постоянно действующими подрядными строймонтажными организациями по подрядным договорам с заказчиками — предприятиями и организациями.

Подрядный договор с заказчиком, которому выделяются средства на капитальное строительство, заключает генеральный подрядчик, несущий ответственность за своевременное и качественное выполнение всех строительных и монтажных работ на объекте. Как правило, генеральным подрядчиком всегда является строительная организация, ведущая технологическую часть на объекте. При строительстве собственно причалов генеральным подрядчиком чаще выступает организация, ведущая своими силами сложную строительную гидротехническую часть, привлекая в качестве субподрядчиков организации для монтажа трубопроводов, оборудования, шлангующих устройств, укладки железнодорожных и подкрановых путей, инженерных сетей и монтажа перегрузочного оборудования на причалах.

Подрядный способ закрепляет строительные кадры, повышает их квалификацию, позволяет оснащать строительно-монтажные организации современной техникой, использовать ее с большей загрузкой и отдачей, создавать и развивать производственную базу строительства, сокращать сроки строительства и удешевлять его стоимость.


При хозяйственном способе само предприятие создает подчиненное ему строительное подразделение для ведения нового строительства или ремонта капитальных сооружений. Он, как правило, менее выгоден экономически, приводит к более продолжительным срокам и более низкому качеству строительства. Поэтому подрядным способом выполняется более 90% всех строительных работ в нашей стране.

Однако в последнее время в портовом строительстве наблюдается тенденция к увеличению доли работ, выполняемых хозяйственным способом,, и проведению подрядных работ силами строительных организаций, организованных и подчиненных непосредственно министерству-заказчику. Например, в Черноморском пароходстве организован специализированный производственный ремонтно-строительный трест.

Изменение в направленности способов строительства прежде всего объясняется значительным увеличение?*! портового хозяйства, в том числе удлинением причальных линий и усложнением конструкций причалов. Все это потребовало выполнения значительных объемов капитальных ремонтов зданий и сооружений, которые не принимает к исполнению министерство-подрядчик (Минтрансстрой), по своей специализации не приспособленное к выполнению ремонтных работ. Кроме того, эксплуатационная работа ММФ иногда требует весьма оперативного решения строительных вопросов на протяжении планового года.


Возведение зданий и сооружений стало более доступно строительным организациям министерства-заказчика вследствие широкого применения сборных типовых и унифицированных конструкций и металлических сборных зданий, повышения квалификации собственных строительных кадров, наличия достаточного количества транспортных средств, подъемных механизмов и других машин, которые могут быть переброшены на капитальное строительство.