Гараж – это не только дом для автомобиля, но и место, где вы сможете обслуживать свою машину. Учитывая стоимость стройматериалов и услуг профессиональных строителей, не все смогут нанять для возведения кирпичного или даже деревянного гаража опытную бригаду. Поэтому строительство гаража из сэндвич панелей своими руками позволит вам создать теплый и уютный гараж за относительно небольшую цену. В статье мы расскажем о преимуществах и недостатках этого материала, а также о самостоятельном строительстве гаража.

Так выглядит гараж из сэндвич панелей
Так выглядит гараж из сэндвич панелей

Преимущества и недостатки сэндвич панелей

Сэндвич-панели – современный строительный материал, обладающий массой преимуществ. Теплопроводность панелей очень маленькая, поэтому построенный из них гараж не придется утеплять. Даже в самые лютые морозы там будет плюсовая температура при незначительных затратах на отопление.

Самостоятельный монтаж панелей доступен любому, кто умеет обращаться со строительными инструментами. Кроме того, возведение гаража из сэндвич-панелей обойдется гораздо дешевле, чем строительство утепленного гаража из любых других материалов. Однако у этого материала есть существенные недостатки – он не пропускает водяной пар и воспламеняется при сильном нагреве.

Выбор места для гаража

Если у вас есть возможность выбирать место для гаража, то отдавайте предпочтение небольшим возвышенностям. В этом случае во время дождя гараж не зальет водой. Кроме того, желательно ставить гараж как можно ближе к дому и хорошей дороге. Если до хорошей дороги далеко, то необходимо ставить гараж максимально близко к дому, в этом случае вам не придется по:

  • дождю;
  • слякоти;
  • снегу;
  • гололеду
  • добираться до него с трудностями и риском для здоровья.

Выбор основных параметров гаража

К основным параметрам гаража относят:

  • размеры;
  • тип и глубину фундамента;
  • наличие и глубину ямы;
  • тип каркаса;
  • тип крыши.
Основные параметры гаража
Основные параметры гаража

Оптимальные размеры гаража для машины среднего класса 6х4х2 (длина, ширина, высота) метра. Для фургонов и легких или средних грузовиков оптимальные размеры гаража составляют 7х5х4 метра. Для более крупной техники размеры гаража определяют индивидуально, чтобы в них можно было не только ставить, но и обслуживать автомобиль. Тип и глубину фундамента выбирают исходя из типа грунта и температуры зимой.

Не все автомобилисты строят гараж с ямой, потому что далеко не все собираются самостоятельно обслуживать и ремонтировать машину. Поэтому нужно на этапе проектирования определить наличие и оптимальные размеры ямы. Ведь каждый строит яму под себя, поэтому ее размеры зависят от конкретной ситуации. Также на этапе проектирования определяют тип каркаса исходя из доступности материала и умения с ним работать. Ведь каркас необходимо крепить к арматуре фундамента. Каркасы бывают четырех видов:

  • деревянные;
  • металлические;
  • с креплением к арматуре фундамента;
  • с креплением опоре, прикрепленной к арматуре фундамента.

Деревянный каркас ставят лишь в том случае, если невозможно достать подходящий металлический профиль, ведь он отнимает много ширины гаража или не хватает денег на его покупку. Для деревянного каркаса используют брус сечением 10х10 см или доску сечением 5х25 см, однако брус предпочтительней. При этом влажность материала должна составлять 12–15 %, если же влажность окажется больше, то из-за усадки древесины гараж может перекосить. Поэтому лучше всего делать каркаса из металлического П-образного профиля (швеллера) шириной 30–50 мм. Алюминиевый профиль дороже, но предпочтительней, потому что не боится коррозии. Стальной профиль после сборки каркаса необходимо покрасить грунтовкой против ржавчины.

Металлический каркас гаража
Металлический каркас гаража

Крепление вертикальных стоек каркаса к арматуре фундамента или ростверка позволяет снизить количество распорок, однако сложней в исполнении и требует большей точности при монтаже. Поэтому не слишком опытные строители предпочитают ставить больше распорок, зато вертикальные стойки каркаса крепят не к арматуре, а к горизонтальной опоре, в качестве которой выступают брус или металлический профиль.

Заранее выбирают и тип крыши, ведь от этого зависит конфигурация каркаса и размеры его деталей. Для гаражей чаще всего используют 3 вида крыш:

  • мансардную;
  • односкатную покатую;
  • двускатную.

Мансардная крыша удобна тем, что в ней можно сделать комнату отдыха. Ведь после целого дня, проведенного за ремонтом или обслуживанием машины так приятно отдохнуть, если до дома добираться далеко, а на следующий день нужно продолжать заниматься автомобилем. Но такая крыша в 1,5–1,8 раза увеличит стоимость строительства гаража. Односкатная покатая крыша обходится наиболее дешево и хорошо защищает гараж от дождя или снега, однако далеко не всем нравится ее непрезентабельный вид. Поэтому нередко на гараж ставят двускатную крышу, которая придает ему сходство с жилым домом. Для гаражей из сэндвич панелей подходит любой тип фундамента, ведь панели очень легкие и создают минимальное давление на грунт. Панели легко переносят морозное пучение, из-за чего вам не придется сильно заглублять фундамент.

Стоимость материалов

Пиленый брус естественной влажности вы сможете купить по цене 7–7,5 тысяч рублей за куб. При этом стоимость одного погонного метра бруса составит 70–75 рублей, а цена шестиметрового бруса будет в пределах 420–450 рублей. Стоимость хорошо просушенного бруса будет выше на 15–30 %. Мы рекомендуем проверить влажность бруса с помощью влагомера. Стоимость стального швеллера составляет 35–50 рублей за погонный метр, стоимость алюминиевого профиля 50–80 рублей за погонный метр. Сэндвич панели обойдутся вам в 700–1200 рублей за м2. Кровельные материалы вы сможете купить по цене 150–300 рублей за м2.

Структура сэндвич панели
Структура сэндвич панели

Подготовка и монтаж каркаса

Определив материал для каркаса, а также способ крепления к фундаменту, приступают к нарезке вертикальных и горизонтальных стоек, а также распорок. Если вы делаете каркас из досок, то вертикальные и горизонтальные стойки соединяйте внахлест, накладывая одну на другую. Если же используете брус, то соединяйте вполдерева и усиливайте соединения небольшими металлическими уголками. Стальной профиль соединяйте сваркой встык. Если у вас есть аппарат для аргоновой сварки, то таким же образом сваривайте алюминиевые стойки. Если такого аппарата нет, соединяйте их внахлест. Можно соединять алюминиевый профиль с помощью металлических уголков и болтов, но это очень трудоемкий процесс, занимающий много времени и требующий высокой точности в каждой операции.

Сначала собирайте боковые и заднюю стену, а также переднюю стену с креплением для ворот, затем устанавливайте и крепите их по очереди. Начинать можете с любой стороны. Для крепления к опоре стальной или алюминиевой стены необходимо 2–3 человека, для крепления деревянной стены потребуется 3–4 человека. Ведь деревянная стена гораздо тяжелей металлической. Количество и место установки распорок выбирайте так:

  • в задней стене нужны 3–4 распорки, установленные либо по диагонали стены, либо по всем углам;
  • в боковых стенах ставьте 6–10 распорок, из них 4 ставьте по углам, а остальные равномерно распределяйте по стене.

Это правило применяйте для любых каркасов. Если вы планируете врезать в стену окно, то как минимум 2 распорки должны быть по его краям. Обязательно свяжите стены поверху балкой, доской или швеллером, это не только укрепит каркас, но и создаст площадку для установки балок потолка. Установив все стены, монтируйте балки (лаги) потолка. Если вы планируете делать мансарду, то для балок используйте швеллер шириной 8 см или брус шириной 10 см, причем швеллер укладывайте ровной стороной вверх, а ножками вниз. Расстояние между вертикальными стойками 50–60 см, между горизонтальными 60–80 см, между балками потолка 40–50 см.

Монтаж каркаса
Монтаж каркаса

Обшивка каркаса панелями

Установив каркас, его обшивают сэндвич панелями. Панели можно ставить как вертикально, так и горизонтально, поэтому делайте так, как удобней лично вам. При этом важно плотно соединять панели, чтобы между ними не было щелей. Режьте панели с помощью циркулярной пилы с острым алмазным диском. Помните, отклонение от линии отреза даже на 1 мм приведет к появлению мостов холода, а то и сквознякам, а также увеличит теплопотери гаража.

Для крепления панелей к каркасу используйте специальные самосверлящие шурупы. Установив одну панель, выставьте ее по уровню, затем просверлите в местах крепления сверлом, диаметр которого на 1/3 меньше диаметра самосверлящего шурупа. Подложите под головку шурупа резиновую прокладку и прикрепите панель с его помощью к каркасу. На углах заделайте щели между панелями с помощью монтажной пены или минеральной ваты, затем установите декоративные уголки. Эти уголки крепите к панелям с помощью шурупов.

Как крепить панели
Как крепить панели

Потолок, чердак и крыша

Если вы не планируете делать над гаражом второй этаж, мансарду или чердак, который можно использовать в качестве кладовки, то допустимо увеличить расстоянием между лагами на 20–30 см. Это позволит снизить затраты материала, а значит, принесет хоть небольшую, но экономию. При строительстве крыши учитывайте следующее – оптимальный угол наклона кровли 20 градусов. Это касается как односкатной крыши, так и каждого ската двускатной крыши, причем это угол не между скатами, а между потолком и скатом. На крыше собирают стропильную систему, каждое стропило которой должно образовывать треугольник. Причем в двускатной крыше одна из вершин треугольника приходится на конек, а в односкатной крыше получается прямоугольный треугольник, катеты которого образованы потолком и фронтоном. Затем установите на каждое стропило подпорку, которая увеличит прочность крыши и защитит ее во время сильного снегопада или ветра. После этого утеплите чердак любым способом. Затем зашивайте кровлю и фронтон шифером, металлопрофилем или любым другим кровельным материалом.

Ворота

Для таких гаражей используют ворота различных типов, но наиболее популярные – деревянные и металлические. Деревянные меньше весят и легче в изготовлении, но менее прочные. Железные более тяжелые и дорогие, зато гораздо надежней. Однако никакие ворота не являются надежной защитой от взлома гаража, поэтому гнаться за избыточной прочностью бессмысленно. Из-за этого в утепленные гаражи нередко ставят складные ворота, аналогичные ролл ставням. Ведь такие ворота изготавливают из аналога сэндвич панелей, поэтому закрытый гараж не теряет тепла.

Основное преимущество гаража из сэндвич панелей в том, что он очень теплый. Поэтому деревянные и железные ворота без утепления лишат его этого преимущества. Чтобы ворота не выхолаживали гараж, их нужно утеплить с помощью пенопласта или минеральной ваты. Для минеральной ваты сначала с помощью деревянных брусков создают ячейки, затем туда укладывают нарезанные по размеру куски ваты и закрывают фанерой или ориентированно стружечной плитой (ОСП) толщиной не менее 10 мм. Для укладки пенопласта достаточно установить по периметру ворот деревянные бруски, а также поделить каждое полотно ворот на полоски шириной 60–80 см с помощью таких же брусков. Заполнив пространство между брусками пенопластом, его также накрывают фанерой или ОСП.

Роллетные ворота гаража
Роллетные ворота гаража

Система вентиляции

Для вентиляции в верхней части задней стенки прорезают небольшое отверстие и вставляют в него вентилятор от компьютера, чтобы он дул наружу. При включении вентилятора он высасывает из гаража влажный воздух, создавая небольшое разряжение, из-за которого чистый свежий воздух проникает внутрь через различные щели. После выключения вентилятора эффективность системы вентиляции резко падает, благодаря чему снижается приток холодного воздуха. Кроме того, нужно установить крышку, закрыв которую, вы защитите гараж от охлаждения во время лютых морозов.

Вывод

Теперь вы знаете, как построить гараж из сэндвич панелей, а также из чего складывается его цена. Такой гараж обойдется заметно дешевле, чем гараж из кирпича или шлакоблоков, причем будет теплее их, поэтому вам придется меньше тратиться на отопление зимой.