В процессе проектирования конструкций и деталей для жилых зданий сначала должны быть унифицированы их объемно-планировочные решения с целью удобного использования типовых конструкций, деталей и изделий. При этом должны быть по возможности укрупнены конструкции и детали перекрытий и перегородок — до размеров комнаты, стеновых элементов — до высоты этажа и ширины комнаты с тем, чтобы число монтажных элементов было минимальным. Кроме того, необходимо добиваться от заводов высокой степени качеств сборных элементов, чтобы уменьшить объем отделочных работ на строительной площадке (например, поверхности панелей стен и перегородок должны иметь соответствующую отделку).

С целью укрупнения типовых элементов следует предусматривать для их изготовления материалы малого объемного веса и применять более экономичные тонкостенные конструкции. Как известно, с уменьшением веса элементов существенно снижаются транспортные расходы, доля которых при индустриальных методах строительства довольно велика (порядка 30%). Объясняется это тем, что для изготовления, например, сборного железобетона сырье привозит издалека на завод, а оттуда вторично в виде готовых изделий доставляют на строительную площадку.


Вес применяемых сборных конструкций и деталей должен по возможности соответствовать грузоподъемности монтажных кранов (например, 1,5; 3; 5; 8 т). Поэтому отдельные сборные конструкции и детали жилого дома нужно проектировать с учетом типов и грузоподъемности механизмов, предполагаемых и использованию. Кроме того, при проектировании сборных конструкций необходимо создавать такие элементы, изготовление которых можно организовать на заводе наиболее экономично, т. е. с меньшими затратами ручного труда, о широким применением механизации и автоматизации.

При проектировании той или иной индустриальной сборной конструкции или детали необходимо учитывать требования технологии заводского их изготовления и монтажа на строительной площадке. Иногда сборная конструкция, выгодная с конструктивной точки зрения, оказывается очень сложной в изготовлении ее на заводе или крайне неудобной для ее монтажа. Так, известны случаи, когда для железобетонного каркаса жилых домов были запроектированы колонны Т- и Г-образной формы с учетом того, что при устройстве стыков таких колонн с ригелями расходуется меньше стали, чем при колоннах прямолинейной формы. Однако на заводах при изготовлении этих колонн снизился коэффициент заполнения пропарочных камер, кроме того, дороже стала и их транспортировка. В результате удорожание технологии изготовления колонн свело на нет экономию, получавшуюся от уменьшения расхода стали при устройстве стыков.


Второй пример — из практики строительства панельных жилых домов в квартале № 7 Ново-Песчаных улиц в Москве. Для этих зданий запроектированы простеночные стеновые панели высотой в два этажа. Предполагалось, что применение их по сравнению с панелями высотой в один этаж ускорит монтаж стен и уменьшит количество горизонтальных стыков. Однако для того, чтобы панель высотой в два этажа, имевшая длину 6,6 м, не деформировалась во время ее перевозки и монтажа, потребовалось усилить армирование, что привело к перерасходу стали. Кроме того, из-за большого веса этих панелей пришлось применять более мощные монтажные краны, которые полностью не использовались, в связи с тем что двухэтажные панели составляли всего 5% от общего веса монтируемых элементов, которые можно было монтировать менее мощными кранами. В результате стоимость строительства повысилась.

Таким образом, размеры и форму сборных конструкций необходимо выбирать лишь после всестороннего комплексного экономического расчета, учитывающего экономичность конструктивного решения данного элемента, технологию его изготовления, способ перевозки и удобства монтажа.

При проектировании современных сборных зданий пользуются каталогами и стандартами индустриальных изделий. Большинство каталогов выпускает Центральный институт типовых проектов Госстроя СССР.