Схема светоцветового зонирования
Схема светоцветового зонирования
Для оценки и проектирования световой среды города разработана система критериев [115], в которую включены как нормируемые количественные светотехнические характеристики, так и неиспользовавшиеся ранее в наружном освещении показатели его качества и масштабные характеристики: светлота и светонасыщенность пространства, доминирующая цветность освещения, масштаб светопространства, режимы освещения.

Светопанорама Царицыно. Компьютерная графика. Дипломный проект А. Титовой, 2002
Светопанорама Царицыно. Компьютерная графика. Дипломный проект А. Титовой, 2002
Светлота пространства принимается как усредненная величина светлоты поля зрения в пределах архитектурного ансамбля. За неимением достаточного научного материала она пока не может быть непосредственно регламентирована какой-либо величиной и является общим показателем, соотносимым со зрительными впечатлениями и яркостными характеристиками объектов.

Бульварное кольцо в светопланировочнои структуре исторического центра Москвы
Бульварное кольцо в светопланировочнои структуре исторического центра Москвы
Другим параметром в любой точке светопространства служит его светонасыщен-ность. Для ее оценки применяется ныне такая рассчитываемая величина, как цилиндрическая или полуцилиндрическая освещенность.

Световой план Лиона. Светодизайнер А. Гийо, 1989
Световой план Лиона. Светодизайнер А. Гийо, 1989
Исходя из этого для регламентации количества света в городских светопрост-ранствах, на поверхностях земли и фасадов объектов в практике используются цилиндрическая, горизонтальная и вертикальная освещенности и средняя яркость, а также их соотношения, обеспечивающие необходимую светомоделировку объемно-пространственной формы.

Светопанорама Чикаго — Танец света
Светопанорама Чикаго — Танец света
Доминирующая цветность освещения — качественная характеристика, которая определяется в большинстве случаев спектральными характеристиками источников света, применяемых в установках общего функционального освещения. Обычно они являются пространствоформирующими и цветоадаптирующими. В некоторых ситуациях, при функционировании в едином пространстве нескольких установок функционального, архитектурного и информационно-рекламного освещения с разноспектральными источниками, адаптирующей служит цветность относительно более мощной установки, "обслуживающей" наибольшую площадь территории (или поля зрения). Для характеристики цветности освещения применяется цветовая температура источников ТцК, для оценки качества их цветопередачи — общий индекс Rа (высокий Ra=85 и более; средний Ra?85; низкий Ra менее 70).

Современный вид светового ансамбля Всемирной выставки в Барселоне
Современный вид светового ансамбля Всемирной выставки в Барселоне
Цветность освещения представляет собой зрительно активный и эмоциональный фактор, который в условиях городской среды еще мало исследован, практически не регламентируется и целенаправленно не используется для совершенствования ее качества. Некоторые натурные исследования и проектные реализации позволяют утверждать, что взаимодействие разноспектрального, особенно хроматического света с полихромной материальной средой играет и будет играть все более важную роль в создании новых художественных образов и необходимой психологической атмосферы в городе. В дальнейшем для регламентации цветовых параметров освещаемой среды могут использоваться и другие колориметрические характеристики, соотнесенные со зрительными ощущениями и оценками на основе накопленных научных данных.

Свето-цвето-динамическая программа освещения пешеходного Андреевского моста
Свето-цвето-динамическая программа освещения пешеходного Андреевского моста
Третий критерий — масштаб создаваемого светопространства — непосредственно связан с иллюзорно-формообразующим действием света в городском пространстве, параметры и качества которого воспринимаются зрением в пределах освещаемой зоны, которая не обязательно совпадает с физическими габаритами пространства по одному, двум или трем его измерениям. Светом обычно выделяются лишь функционально необходимые вечером или важные в образно-композиционном плане объекты и участки территории. При этом масштабные характеристики пространства могут создаваться с учетом градостроительных факторов и психофизиологических особенностей восприятия, в частности, дистанционного масштаба зрения, известного для условий дневного освещения и транспонированного нами с определенной модификацией параметров на условия вечерней световой среды [18, 115].

Свето-цвето-звуковой спектакль Город в концерте в ансамбле Дефанс в Париже
Свето-цвето-звуковой спектакль Город в концерте в ансамбле Дефанс в Париже
Дистанционный масштаб определяется угловыми размерами видимых (а ночью — освещенных) объектов и разрешающей способностью глаза в специфическом (нестабильном) режиме его адаптации. При решении светопланировочных задач может регламентироваться протяженность освещаемого пространства, где его третье измерение (высота формирующих его объектов) является второстепенным, а основное значение приобретает освещенность определенных участков территории при заданной неравномерности распределения света. В ряде ситуаций для масштаба светопространства и "эмоциональной" оценки светового ансамбля важное значение приобретает высота расположения светящихся или освещенных объектов над горизонтом.

Свето-цвето-звуковой спектакль Город в концерте, автор Ж.-М. Жарр, 1990
Свето-цвето-звуковой спектакль Город в концерте, автор Ж.-М. Жарр, 1990
Кинетика освещения или распределение света во времени — практически не используемый в городской среде светокомпозиционный фактор, за исключением немногих, автономно действующих установок светодинамической рекламы и отключения части установок архитектурного и функционального освещения на ночь, что в художественном плане не имеет положительного значения. В то же время стихийная динамика света в городе существует — фары автомобилей, светящиеся окна зданий, светофоры вносят разнообразие в "базовый" световой рисунок и являются активным компонентом среды.

Светопроекционная суперграфика в кратере потухшего вулкана и в крепости империи инков Мачу-Пикчу
Светопроекционная суперграфика в кратере потухшего вулкана и в крепости империи инков Мачу-Пикчу
Возможны два режима работы постоянных и временных осветительных установок — статический и динамический. Традиционно существующий статический режим ввиду своей технической простоты сегодня господствует во всех группах осветительных установок. По времени функционирования в течение темного времени суток любой режим может быть подразделен на вечерний и ночной, что широко используется в архитектурном и светоинформационном освещении и частично допускается нормами в функциональном освещении.

Спектакль Звук и Свет на пирамидах в Гизе. Каир, 1997
Спектакль Звук и Свет на пирамидах в Гизе. Каир, 1997
Кинетика освещения может быть связана с социальными и сезонными ритмами жизни города, что дает художественный и экономический эффекты. Постоянные и временные осветительные установки могут работать в режимах будничный — воскресный — праздничный или летний — осенний — зимний — весенний.

Юбилейное освещение административного здания IBM в Чикаго. Светодизайнер Д.Д. Муни, 1989
Юбилейное освещение административного здания IBM в Чикаго. Светодизайнер Д.Д. Муни, 1989
В ряде концептуальных работ рассматривается необходимость и реальность регулирования освещения в пространстве, по спектру и во времени как важнейшего средства ассоциативного "оживления" городской среды по примеру "живого" природного света, но, возможно, по иным принципам светодинамики. Эта светодинамика может быть двух видов — непрерывная и циклическая.

Световой мемориал Tribute in Light в Нью-Йорке на месте Международного торгового центра
Световой мемориал Tribute in Light в Нью-Йорке на месте Международного торгового центра
Установки, работающие в режиме непрерывной динамики, обеспечивают более или менее быстрое изменение светоцветового рисунка, повторяющегося или неповторяемого, на плоскостном, объемном или пространственном объекте в течение темного времени суток или определенного временного периода. Так функционирует цветное освещение пилонов Крымского моста или фасада здания ГАИ на Садовом кольце в Москве. Установки, создающие циклическую динамику, работают в режиме статических по светоцветовому рисунку интервалов, сменяющих друг друга в определенной последовательности. Такая система действует на пешеходном Андреевском мосту в Москве. Примитивный аналог этой системы — установки уличного освещения с вечерним и ночным (сокращенным по количеству включенных светильников) режимами работы.

Освещение здания NEC Supertower в Токио. Светодизайнер М. Ишии, 1989—1990
Освещение здания NEC Supertower в Токио. Светодизайнер М. Ишии, 1989—1990
Освещение высотных зданий — гостиница Ленинградская (1994—1995) в Москве
Освещение высотных зданий — гостиница Ленинградская (1994—1995) в Москве
Цветное освещение парковой скульптуры
Цветное освещение парковой скульптуры
Световая графика лазерных лучей на земле в Священном саду Shiga в Киото
Световая графика лазерных лучей на земле в Священном саду Shiga в Киото
Камерное освещение пешеходной эспланады с Андреевского моста в Нескучный сад
Камерное освещение пешеходной эспланады с Андреевского моста в Нескучный сад
Ландшафтно-световая композиция во дворе Regent Court офисного здания в Диборне
Ландшафтно-световая композиция во дворе Regent Court офисного здания в Диборне
Освещение Останкинской телебашни — будничный и праздничный режимы
Освещение Останкинской телебашни — будничный и праздничный режимы
Цветное освещение Боуден-сквера в Саутхэмптоне, Нью-Йорк
Цветное освещение Боуден-сквера в Саутхэмптоне, Нью-Йорк
Цветное освещение ландшафта
Цветное освещение ландшафта
Светоформы на площади Старого порта лоне
Светоформы на площади Старого порта лоне
Светильники уличного освещения в Шербурге. Светодизайнер Я. Керсале, 1994
Светильники уличного освещения в Шербурге. Светодизайнер Я. Керсале, 1994
Архитектурное освещение главпочтамта. Курсовой проект. Графика
Архитектурное освещение главпочтамта. Курсовой проект. Графика
Бетонные светоформы на бульваре Сезанн в Гарданне, Франция. Светодизайнер Р. Нарбони, 1991
Бетонные светоформы на бульваре Сезанн в Гарданне, Франция. Светодизайнер Р. Нарбони, 1991
Уличные светильники на пляже в Камбрилсе, Испания. Фото автора, 2001
Уличные светильники на пляже в Камбрилсе, Испания. Фото автора, 2001
Световая колонна в Дюссельдорфе. Светодизайнер X. Диннебьер
Световая колонна в Дюссельдорфе. Светодизайнер X. Диннебьер
Освещение скульптуры Сфера Лютеция на выставке в честь 750-летия Гааги
Освещение скульптуры Сфера Лютеция на выставке в честь 750-летия Гааги
Освещение скульптуры Эрамен (скульптор Р. Матта)
Освещение скульптуры Эрамен (скульптор Р. Матта)
Скульптурно-световая композиция на площади Аквариума в Старом порту Барселоны
Скульптурно-световая композиция на площади Аквариума в Старом порту Барселоны
Освещение мемориального креста в Сретенском монастыре
Освещение мемориального креста в Сретенском монастыре
Освещение скульптуры Желтая На-на (скульптор Н. де Сен-Фаль)
Освещение скульптуры Желтая На-на (скульптор Н. де Сен-Фаль)
Освещение скульптуры Идущий цветок (скульптор Ф. Леже)
Освещение скульптуры Идущий цветок (скульптор Ф. Леже)
Декоративное освещение металлических линий на пляжной эспланаде в Ля Пинеда, Испания
Декоративное освещение металлических линий на пляжной эспланаде в Ля Пинеда, Испания
Декоративное освещение парковой скульптуры
Декоративное освещение парковой скульптуры
Светоформы перед входом в здание Лэндмарк-центра в г. Тампа, Флорида. Светодизайнер Р. Ренфро
Светоформы перед входом в здание Лэндмарк-центра в г. Тампа, Флорида. Светодизайнер Р. Ренфро