С 1762 года начал свою деятельность Московский филиал комиссии по устройству городов Петербурга и Москвы. Возобновилось строительство каменных мостов на месте уже существовавших деревянных. Незадолго до этого был перестроен архитекторским помощником Семеном Яковлевым Кузнецкий мост (1753—1756), находившийся в центре города и сооружавшийся по проекту архитектора Ухтомского. Пересекая Неглинку, мост начинался у самой Петровки и доходил почти до Рождественки, имея длину 120 и ширину 12 м. Построенный из кирпича с арочными галереями по концам он в 1816 году был разобран.

295. Вид Дворцового моста в Лефортовском дворцовом парке в Москве
295. Вид Дворцового моста в Лефортовском дворцовом парке в Москве
Живописная Яуза, вблизи которой на Измайловских прудах располагалась раньше царская резиденция), обогатилась еще в 30-х годах дворцово-парковым ансамблем Анненгоф у Немецкой слободы по проекту Растрелли. Здесь в примыкавшем к парку Головинском саду петровской эпохи был устроен ряд прудов и каналов общей длиной до 3,9 км, снабжавших водой множество фонтанов.

296. Дворцовый мост на р. Яузе в Москве
296. Дворцовый мост на р. Яузе в Москве
В 70-х годах этот Лефортовский парк с дворцами переустроен (рис. 295). Через Яузу против Летнего дворца сооружен красивый Дворцовый мост, упоминаемый в известной московской речи Баженова. Гранитный Дворцовый мост, построен в 1777 году архитектором Семеном Яковлевым. Этот первый в Москве крупный мост XVIII века был прекрасно увязан с улицей. В пересечении с Яузой живописным фоном для него служило водное зеркало реки и каналов у миниатюрной «Стрелки» парка. Поэтому архитектура моста имела парковый характер (рис. 296).

297. Ростокинский акведук под Москвой
297. Ростокинский акведук под Москвой
Выше по Яузе вскоре (1779—1789 гг.) был возведен под руководством инженеров Бауэра и Герарда известный Ростокинский акведук (ряс. 297), снабжавший Москву мытищенсккой водой. 26 арок поддерживают крытую галерею водопроводного капала. Опоры заложены на сваях, своды его кирпичные. Акведук облицован мячковским камнем. Из-под сводов открывается живописный вид на долину реки Яузы. В конце XVIII века на Нижне-Пресненских прудах и в разных садах Москвы было построено еще несколько небольших каменных мостиков паркового характера.

298—299. Комплекс сооружений в Царицыне
298—299. Комплекс сооружений в Царицыне
300. Мост через овраг в парке рабочего поселка Ленино
300. Мост через овраг в парке рабочего поселка Ленино
Подъем русской промышленности и строительства в конце XVIII века сопровождался широким развертыванием и ростом национальной архитектуры. Это прекрасно иллюстрируют работы крупных московских зодчих — Баженова, Казакова и др. С особой яркостью национальное направление проявилось в творчестве знаменитого Баженова при создании дворца и мостов в Царицыне под Москвой (1775—1785 гг.). Прекрасно знакомый с художественной жизнью - Европы, критически, творчески воспринявший наиболее прогрессивные методы архитектуры Запада, в то же время тонко чувствовавший русскую старину, Баженов был убежден, что пути русского зодчества — в возрождении прогрессивных черт народного творчества. И он возродил эти формы в комплексе парка в Царицыне (рис. 298, 299), доказав этим жизненность русской архитектурной культуры. Композиция обоих мостов овеяна столь свойственной древнерусскому зодчеству поэтической свободой образа, материала и силуэта.

301. Мост через овраг в рабочем поселке Ленино
301. Мост через овраг в рабочем поселке Ленино
302. Фигурный мост в парке г. Ленина
302. Фигурный мост в парке г. Ленина
Кирпичные мосты с деталями из резного камня имеют очень простую конструкцию, отвечающую их небольшим размерам. Выполнение мостов в натуре было еще богаче и разнообразнее, чем в проекте. Если двухъярусный фигурный мост при этом был мало изменен, то конструкция боковых частей моста через овраг, лишившись стрельчатых сводов, стала изящнее и оригинальнее. Виртуозно проведенная двуцветность, белокаменные архивольты, пучки колонн, тонкая отдоха подсводной поверхности (рис. 300, 301, 302), богато обработанные превосходным кирпичным орнаментом сквозные отверстия в надсводном строе-нии — придают мосту исключительную оригинальность.

303. Парапет аллеи, соединяющей мосты в парке г. Ленина
303. Парапет аллеи, соединяющей мосты в парке г. Ленина
В натуре сильно выиграл по сравнению с проектом красивый парапет, устроенный по бортам аллеи, соединяющей мосты с дворцом (рис. 303). Красочные пятна мостов среди зелени парка между руин незаконченного дворца, поросших столетними деревьями, производят в наши дни незабываемое впечатление й кажутся выхваченными из старинной русской сказки.

В Ленинском парке сохранились еще два гротескных кирпичных мостика через овраг, принадлежащие Баженову. Ознакомление с кирпичными деталями этих мостов и конструкциями дворцовых построек показывает, что Баженов был энтузиастом и одним из пионеров применения целых перекрытий и отдельных конструктивных элементов из кирпича, скрепленного металлом. Он является, таким образом, одним из зачинателей современных армокирпичных конструкций, первоначальные формы которых, вопреки иностранным необоснованным претензиям, появились у нас гораздо раньше, чем за рубежом. Они были известны и применялись еще в XVI веке.

304. Мост-виадук через овраг в Калуге
304. Мост-виадук через овраг в Калуге
Между верхним и нижним прудами, а также у села Борисова в Ленинском парке имеются два каменных моста-плотины, относящиеся к концу XVIII века, авторы которых не известны. К тому же времени относится несколько каменных мостов, построенных в подмосковной усадьбе Середникоео и принадлежащих предположительно Старову. Это белокаменный мост через овраг, мост-плотина там же, мосты у пруда и при въезде в усадьбу. Неизвестному же автору принадлежит и замечательный, единственный у нас, двухъярусный мост-виадук через овраг в Калуге (рис. 304), построенный около 1783 года из кирпича с белокаменными деталями. Хотя Калуга не является окрестностью Москвы, но приводим этот факт как дополнительный к другим, являющимся исключительно яркой иллюстрацией барски пренебрежительного отношения к русским мостостроителям, имена которых указывать в царской России считалось совершенно излишним.