Объединение русских земель, завершившееся к концу XV в. после освобождения от монголо-татарского ига, способствовало политическому, экономическому и культурному росту русского государства.

Рис. 33. Успенский собор Московского Кремля
Рис. 33. Успенский собор Московского Кремля
Во второй половине XV в. начались реконструкция и строительство собора Московского Кремля. Был построен Успенский собор (1475—1479, А. Фиораванти) — крестово-купольный, трехнефный, шестистолпный храм (рис. 33) в стиле владимиро-суздальской архитектуры, но с использованием новой строительной техники. Впервые были применены крестовые своды, железные связи, что сделало интерьер просторным. Фасады облицованы тесаными каменными плитами. На Соборной площади Кремля возвели Благовещенский собор (1484—1489).

Тогда же началось строительство новых стен и башен Кремля, которое закончилось через 10 лет. Кремль сохранил треугольный план, но расширился. Его омывали реки Москва и Неглинка и окружал ров с водой, через который от Спасской башни был перекинут подъемный мост. В Кремле, на холме, были построены княжеский дворец (1487—1508) с каменными палатами, связанными друг с другом переходами. Грановитая палата (1487—1491, М. Руффо, П. Солари), Архангельский собор (1505—1509, Алевиз Новый) — усыпальница московских великих князей. В Архангельском соборе заметны черты Ренессанса: два яруса пилястр классического ордера, четкие горизонтали антаблемента, завершающего поле стены.

Рис. 34. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой
Рис. 34. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой
В это время был создан тип шатрообразного завершения здания: церковь Вознесения в Коломенском (1532) — подмосковном селе Василия III (рис. 34). Расположение на берегу Москвы-реки подчеркивает торжественность, монументальность, динамичность, гармоничность в ансамбле с деревянными хоромами. Церковь представляет собой высокий крестообразный в плане объем, переходящий с помощью кокошников в восьмерик с маленькой главой. Внутреннее пространство шатра оставалось открытым. Здание стоит на подклете и окружено галереей. Каменное шатровое зодчество XVI в. характерно простотой и ясностью конструктивной схемы, где шатер является единственной доминантой композиции.

В конце XVI в. появился новый тип бесстолпных объемов, перекрытых сомкнутым сводом с тремя декоративными ярусами кокошников снаружи — возник разрыв между конструкцией перекрытия и внешним декором. Другим типом культовых сооружений стали небольшие бесстолпные посадные храмы, перекрытые крещатым сводом. Крещатый свод — изобретение русского зодчества — представляет собой сомкнутый тип свода с врезанными в него четырьмя цилиндрическими сводами от середины стен к центру, где поставлен световой барабан. Примером является старый собор Донского монастыря (1593) в Москве. Бесстолпные восьмиугольные объемы, сужающиеся кверху, - создали ярусную композицию Ивановской колокольни (1508), расположенной на вершине Кремлевского холма, — монумента, отмечающего восшествие на престол представителя новой династии.

Рис. 35. Собор Василия Блаженного в Москве
Рис. 35. Собор Василия Блаженного в Москве
В 1535—1538 гг. были построены крепостные стены и башни Китай-города, окружавшие большой посад столицы. Центром его явился комплекс Кремля, Красной площади и Китай-города. Радиальная система улиц была ориентирована на Покровский собор (рис. 35) — Храм Василия Блаженного (1555—1561, Барма и Постник). Кубический пятиглавый собор обстроен четырьмя приделами, крыльцами, переходами, колокольней, в которых заметна связь архитектуры собора с деревянным зодчеством. Таким образом, композиция собора состоит из девяти самостоятельных небольших шатровых церквей, поставленных на один общий подклет, пространство между которыми было застроено позже. Первоначально собор был естественного кирпичного цвета с белокаменными деталями. В дальнейшем появилась многоцветная наружная отделка. Объемная композиция собора имеет преобладающее значение по сравнению с затесненными интерьерами, что делает памятник скорее скульптурным монументом, чем архитектурным зданием.

В 1583—1593 гт. зодчий Ф. Конь построил Белый город — второе кольцо укреплений Москвы — белокаменные стены и 28 башен. Третье кольцо — дубовые стены и башни Земляного города — появилось в 1591—1592 гг.

Объединение русских земель привело к становлению Руси как централизованного многонационального государства, что потребовало укрепления оборонных сооружений. В первой половине XVI в. были построены на высоком берегу Волги Кремль в Нижнем Новгороде, Кремль в Туле, Кремль в Коломне, сооружаются кремлевские стены Смоленска (1596—1602, Ф. Конь). Во второй половине XVI в. на торговых путях создается ряд городов. Для архитектуры этого периода характерны строгая симметрия композиции, скупость декора,, лаконичность цвета — сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, соответствие внешнего облика конструкции здания.

Архитектура середины и второй половины XVII в. отличается многообразием форм, живописностью, декоративностью. Массовое применение цветных поливных изразцов, сочетание белокаменных деталей с красной кирпичной стеной — характерные ее черты.

Появилось больше гражданских зданий: жилых каменных палат, монастырских общежитий, трапезных. В Кремле построен Теремной дворец (1635—1636, Н. Огурцов и др.) с четкими горизонтальными поэтажными членениями фасадов, фресковой росписью интерьеров. Золоченая кровля и шатровое покрытие над крыльцом дополняли праздничный облик дворца. Планировка каменных жилых домов богатых горожан была несложной: помещения «лепились» друг к другу.

В середине XVII в. развился новый стиль церковной архитектуры — двойные и тройные декоративные шатры, поставленные на сомкнутый свод. Но с середины XVII в. строительство шатровых церквей было запрещено, шатровые покрытия остались лишь на колокольнях и крыльцах.

Архитектура 70—80-х годов XVII в. носит название узорочной. Она не отражает сущности конструкций, живописна, дробна, с несимметричной группировкой масс, с широким применением полихромий на фасадах: раскраска деталей, обработка стены в цветную шашку, вставки и полосы из цветных, чаще зелено-желтых поливных изразцов. Росписи в интерьере располагают горизонтальными рядами, иллюстрирующими библейские сюжеты. Появляются новые архитектурные детали: в сдвоенных арках — декоративные резные капители — «гирьки»,пышные наличники, богатые порталы. Возникло большое разнообразие типов и решений. Московские памятники создаются на основе бесстолпного объема, перекрытого сомкнутым сводом, увенчаны ложным пятиглавием, декоративными ярусами кокошников. Трапезная, один-два придела, крыльцо, шатровая колокольня примыкают к основному объему, образуя несимметричную композицию.


Ярославские памятники XVII в. — четырехстолпные, пятиглавые, перекрыты по традиционной крестово-купольной схеме, с живописным богатым декором крылец, приделов, колоколен.

Стиль под условным названием «московское барокко» возник под влиянием изменений в мировоззрении, общественной жизни, культуре, а также как реакция на перегрузку декором «узорочья». Появляются монолитные объемы. Четкие членения делят здание храма на ярусы: четверик, два восьмерика, барабан и глава, в верхнем восмерике расположена звонница — так называемая «церковь под колоколы». Строгая симметрия с ярко выраженной центричностью — характерная черта этого времени. Перерабатываются классические ордеры, появляются хорошо прорисованные белокаменные скульптурные украшения, детали, оторванные от стены, колонки со сложными фронтонами над оконными и дверными обрамлениями проемов. Характерны овальные и восьмиугольные окна. Каждый ярус имеет свой ордер, причем углы здания закреплены колонками классического типа.

Рис. 36. Церковь Покрова в Филях под Москвой
Рис. 36. Церковь Покрова в Филях под Москвой
Ярусная композиция усадебных церквей конца XVI в. — местного русского происхождения. Наиболее законченный памятник подобного типа — церковь Покрова в Фйлях (1693) в подмосковной усадьбе бояр Нарышкиных (рис. 36). Основной объем этой церкви квадратный в плане с примыкающими к нему четырьмя полукруглыми пристройками, одна из которых, восточная, является алтарной апсидой. Подклет под церковью повторяет тот же план, но площадь его больше, образуется узкая открытая обходная галерея. Безукоризненно найденные пропорциональные отношения частей здания в сочетании с точно прорисованными деталями придают ему мягкость, ажурный, утонченно-элегантный вид. Ярусная композиция отразилась как в церковных сооружениях (колокольня Новодевичьего монастыря), так и на жилых домах (Крутицкий теремок — проходной павильон в усадьбе Крутицкого митрополита).

В жилых домах новое направление проявилось и в симметричных построениях с подчеркнутой центральной частью (дворец Голицына, палаты Волкова).

К этому же времени относится создание новых архитектурных образов — гражданских общественных зданий: Монетный двор, Сухарева башня — здание с торжественным входом и башенкой над основным объемом.

Рис. 37. Деревянный жилой дом
Рис. 37. Деревянный жилой дом
Жилая деревянная архитектура развивалась медленнее каменной, ее формы более устойчивы. Выработанные веками русские народные приемы композиции зданий часто переносились в каменную архитектуру. Деревянные жилые дома XV—XVI вв. — квадратные или прямоугольные в плане со стороной 5—6 м и печью посередине, ближе к входу; вдоль стен располагались скамьи. Стены возводили из горизонтально уложенных одно на другое сосновых бревен, сплоченных между собой пазами путем врубок. Проемы были невысокими, окна вырубали в двух смежных бревнах на пол бревна вверх и вниз; их называют волоковыми;так как они «заволакиваются», задвигаются доской изнутри (рис. 37).

Для увеличения размеров зданий рядом ставили несколько срубов. Нижние венцы клали на землю без фундаментов. Покрытия были чаще рублеными, из горизонтальных венцов. При двускатных крышах торцы из бревен, образуя фронтоны, соединяли слегами. Часто фронтоны были с «полицами», опирающимися на «повалы» (выпуски бревен). Были фронтоны килевидного завершения, они образовывали «бочечную»кровлю.

Тесовые кровли делали без применения гвоздей. На слеги клали перпендикулярно «курицы», т.е. срубленные с корнем елки, на крюки корней — «водотечники» — бревна-желоба для опоры кровельных тесин. Стык верхних тесин покрывали «охлупнем» —выдолбленным бревном. К деревенской избе-срубу почти всегда присоединяли второй сруб для хлева и сенника, находившийся под одной крышей с избой (на севере) или покрытый самостоятельно (в центральных областях). Городские деревянные жилые дома были двух- и трехсрубными, но каждый сруб чаще покрывали отдельной крышей, причем средний сруб (сени) делали ниже боковых, имевших до трех этажей. Яркий пример деревянной дворцовой архитектуры — несохранивший-ся дворец в селе Коломенском под Москвой (1667—1668).

Рис. 38. Деревянные церкви: клетская, шатровая, ярусная
Рис. 38. Деревянные церкви: клетская, шатровая, ярусная
В планировке каменных жилых домов XVII в. видна связь с деревянным зодчеством: жилые комнаты ставили на подклет, в котором были кладовые и другие хозяйственные помещения. Наружные лестницы с крытыми площадками и крыльцами по форме также близки к деревянным.

Архитектура деревянных церквей (рис. 38) была трех типов: клетские церкви — двускатные, прямоугольные; шатровые — восьмиугольные или крестообразные в плане (изнутри часто подшивали потолок) и ярусные. Появились приделы и трапезные, высокие подклеты. Наиболее сложные покрытия этого времени — «кубоватые», т.е. четырехскатные. Подвесные потолки устраивали «небом» в виде усеченной пирамиды.