Начиная с 70-х годов XII ст. в Приднепровской Руси намечаются существенные перемены в социально-экономической, политической и культурной жизни. Со времени, когда в результате дальнейшего развития феодальных отношений обособились от Киева отдельные древнерусские земли-княжества, прошло почти полвека.

За этот период окрепли и выросли города, усилило свое влияние вотчинное боярство. Существенные перемены назрели и во взаимоотношениях между отдельными древнерусскими землями, а также в их отношении к Киеву. Ко второй половине XII в. в древнерусских областях окончательно обосновываются княжеские династии. Исключение составляли Новгород, где утверждается строй боярско-купеческой республики, и Киев, где за «великокняжеский стол» боролись княжеские династии, главным образом, смоленских и волынских Мономаховичей и черниговских Ольгоничей. Вместе с тем Киев продолжал оставаться не только столицей Руси, но и крупнейшим торговым, ремесленным и культурным центром страны. И литературные, и археологические источники свидетельствуют о бурном развитии торговли в Киеве в конце XII — начале XIII вв. Этому развитию сильно мешали разгромы города, учиняемые враждующими князьями, и усиливающийся натиск половцев. От княжеских распрей и нападений кочевников на владения Киевской земли страдало и киевское боярство, превратившееся в конце XII в. в сильную политическую силу. Крепло купечество и ремесленное сословие, объективно складывались условия, подобные тем, которые существовали в Новгороде. В 1181 г. «киевской синьйории» удалось заключить соглашение («ряд») между двумя борющимися за Киев княжескими династиями — смоленскими Ростиславичами и черниговскими Ольговичами — об их совместном правлении Русской землей и Киевом.


Киевским князем был объявлен Святослав Всеволодович Черниговский, а Русским — Рюрик Ростиславич Смоленский. Результаты учреждения дуумвирата не замедлили сказаться. Пятнадцатилетний период (1181—1194 гг.) совместного правления Святослава и Рюрика был временем сравнительного спокойствия в Русской земле, когда прекратились княжеские распри и война велась лишь с половцами. Это был период расцвета культуры, искусства и архитектуры древнего Киева. После смерти Святослава Всеволодовича в 1194 г. Рюрик единолично захватил власть и с 1203 г. опять начинаются усобицы и борьба за Киев. Первая половина XIII века — вплоть до нашествия хана Батыя — была временем, в политическом отношении неблагоприятным для Киева (если не считать сравнительно спокойного времени правления Ростиславичей с 1214 по 1233 г.), но процесс развития торговли, ремесел, культуры, архитектуры и искусства продолжался и был трагически прерван взятием и разрушением Киева ордами хана Батыя.

С середины XII ст. в Киеве и Киевской земле, являвшейся в ту пору доменом великих князей, отмечается интенсивное градостроительство. Так, из 43-х известных по летописям городов Киевской земли 25 впервые упоминаются в рассказах о событиях XII века и, главным образом, второй его половины. В Киеве продолжает развиваться и старый город — Гора, где строятся церкви, монастыри, княжеские и боярские дворы. Интенсивное каменное строительство велось на Подоле, на Копыревом конце, в окраинных монастырях. Есть основания думать, что строительство осуществлялось не только князьями и богатыми монастырями, но и торговыми корпорациями (в том числе иноземными), боярами, богатыми купцами. Многочисленные мастерские ремесленников — художников, гончаров, косторезов, ювелиров, погибшие при монголо-татарском нашествии, находят при археологических раскопках на подворьях княжеских дворов, церквей и монастырей, на городских посадах. Любопытнейший факт, весьма знаменательный для того времени: резиденция князей-дуумвиров находилась не на Старом Ярославовом дворе, как это было еще в середине XII в. Святослав Всеволодович строит себе Новый двор на Копыревом конце, там, где уже давно находился родовой монастырь черниговских князей Ольговичей. Сам Копырев конец в ту пору представлял собой квартал, где находились усадьбы бояр и богатых купцов. Рюрик Ростиславич имел свою резиденцию и в Белгороде, в 15 км от Киева. Что же касается Старого Ярославого двора, то он, по интересной мысли М. Н. Тихомирова, изменил свои функции: «Как и в Новгороде, «Ярославовы дворы» сделались в обоих городах своего рода городскими ратушами, ибо они были крепко связаны с именем Ярослава Мудрого как первого князя, начавшего утверждать городские вольности» [110, с. 236].


Археологические исследования воссоздают картину интенсивной и долговременной жизни Подола — главного центра ремесленной и торговой части Киева. В середине XII в. Подол ‘имел самостоятельные укрепления. В летописях мы находим многочисленные упоминания о Подоле, Подольском торге, на котором собирается неугодное князю вече, о подольских церквях, купеческих подворьях, что свидетельствует о бурном развитии этой части города в XII—XIII вв. Площадь Подола исследователи определяют от 100 до 180 га. Помимо Подола и Копырева конца, в XII—XIII вв. застраиваются также Щекавица, Киселевка, Клов, Печерск, Выдубечи, Лысая гора и другие территории. Как предполагают некоторые исследователи, население Киева в этот период составляло 45 тысяч человек [113, с. 174].

Мастерство киевских ремесленников было исключительно высоким: кузнецы умели выполнять сложнейшие процессы многослойной сварки железа и стали; системы замков, изготовляемых а киевских мастерских, говорят о развитии технической мысли, а традиционное мастерство ювелиров по-прежнему славилось во многих странах мира.

В городе была уже значительная, все увеличивающаяся категория свободных ремесленников, независимых от князя. В XII в. в Киеве существовали торговые корпорации — например «Гречники» и «Залозники», и, как считают многие исследователи, в них можно видеть зачатки цеховых организаций, поскольку развитие этого древнерусского города шло теми же путями, что и развитие средневековых городов на Западе и Востоке. На Руси в конце XII — первой половине XIII вв. складывались условия, аналогичные тем, которые повлияли на зарождение и развитие в Западной и Центральной Европе готической архитектуры и эквивалентных ей стилистических явлений в архитектуре Балкан, Византии и Кавказа. В силу создавшихся условий в монументальных постройках Киева конца XII — первой половины XIII вв. новые черты должны были проявиться и в типах зданий, в конструкциях, методах строительства и в художественных формах, что дает все основания ожидать во второй половине XII в. каких-то весьма существенных стилистических изменений в архитектуре.

Собор Апостолов в Белгороде. План
Собор Апостолов в Белгороде. План
Одной из особенностей строительства конца XII — первой половины XIII вв. было значительное, по сравнению с предыдущим временем, сокращение его сроков. Последнее обстоятельство едва ли можно связывать только с уменьшением объемов — скорее это был результат рационализации строительства. Стремление к рационализации и экспериментированию прослеживается в особенностях древнерусского строительства того времени: отказ от ленточных фундаментов и разнообразные приемы возведения оснований, переход на новую меру кирпича, что значительно облегчило процесс кирпичной кладки, употребление приема «кладки ящиками» (с известково-щебенчатой забутовкой внутри), виртуозные по техническому совершенству конструкции верхов, упрощенный процесс изготовления раствора и кирпича, что привело к некоторому ухудшению качества строительных материалов, и наряду с этим — тонко разработанная сложная технология изготовления майоликовых плиток и их исключительно высокие технические качества.

О сроках строительства того времени важные данные приводят новгородские летописи. Строительство каменных зданий в ряде случаев осуществлялось за три месяца (церкви Кирилловская, 1196 г., Спаса на Нередице, 1198 г.), а иногда даже всего за 70 дней (церковь Благовещения).

Есть все основания считать, что строительство в Киеве также велось быстро: например, подпорную стену в Выдубецком монастыре Петр Милонег начал строить 10 июля 1299 г. и закончил 24 сентября следующего года. Исследователей древнерусского зодчества всегда интересовал вопрос о личности архитектора, его мастерстве, общественном положении. Вопрос этот при крайне скудных сообщениях летописей решить очень трудно. Наиболее интересные сведения письменных источников о личности архитектора относятся к рассматриваемому периоду, и это тоже не является случайным. До этого времени зодчие упоминались в письменных источниках неоднократно. В «Житии Бориса и Глеба» рассказывается о вышгородеком «огороднике» (строителе городских укреплений) Милонеге, строившем в начале XI 8. Борисоглебскую церковь в Вышгороде и игравшем какую-то роль в политических делах Ярослава Мудрого, и о «старейшине огородников» Ждане-Николе, построившем новую Борисоглебскую церковь в Вышгороде при князе Изяславе Ярославиче. Об архитекторах-строителях каменных зданий интересные сведения, как упоминалось выше, сообщает «Киево-Печерский Патерик» в рассказе о византийских мастерах, приехавших строить Успенский собор Печерского монастыря, людях, по словам «Патерика», богатых и весьма дорого ценивших свой труд. Зодчие долго и упорно торговались с руководством монастыря, затребовав на свою работу очень большую сумму. Как и в первых двух упоминаниях, здесь идет речь не о простых рабочих, а о настоящих образованных архитекторах. Несомненно, высококвалифицированными мастерами XII в. были зодчий Иван из Бельчицкого монастыря под Полоцком, строитель Юрьева монастыря в Новгороде мастер Петр и новгородский зодчий — мастер с Лубяной улицы Коров Яковлевич.

Собор Апостолов в Белгороде. Реконструкция автора
Собор Апостолов в Белгороде. Реконструкция автора
Полнее всего личность архитектора характеризуется в записи киевского летописца, игумена Выдубецкого монастыря Моисея. Этой записью заканчивается Киевская летопись, что крайне обидно, т. к. с нею утрачена возможность узнать что-либо о дальнейшей судьбе прославленного киевского зодчего, как можно думать, одного из создателей нового стилистического направления конца XII — первой половины XIII вв.— Петра Милонега, которого, вне всякого сомнения, знал лично летописец. В записи под 1199 г. говорится: «В то же время благоволи Бог ... вдохнув мысль благу во благоприятное сердце великому князю Рюрико-ви... того бо лета, месяца иуля во 10 день ... суботе же имущи путь, заложи стену камену иод церковью Михаила у Днепра иже на Выдобычи. О ней же мнозе недерзнуша помыслити от древних, али на дело ятися: 100 бо и 11 лет имать отнеле же создана бысть церкви ... Сей же христолюбец Рюрик ... имея ... хотенье же к монастырям и ко всем церквам, и любовь ненасытну о зданиях ... изобрете бо подобна делу и ходожника во своих си приятелех, именем Милонег, Петр же по крещению, акы Моисей древле оного Веселеила, и приставника створи бого-изволену делу, и мастера не проста прежде написаныя стены». И далее: «В лето 6708 (1200), Сверши стену ту, месяца сентября в 24 день...» Далее идет описание приезда Рюрика со всей его семьей в монастырь и устроенного им пира, цветистая речь игумена Моисея и стихотворное ее продолжение — кантата, в которой восхваляется Рюрик и построенная Милонегом стена.

«Отселе бо не на брезе ставши
но на стене твоего созданья,
пою ти песнь победную
аки Мариам древле ...
Днесь и множество верных киян ...
утверждающе бо неподвижно нози своя
на удобренемь ти здании,
и очима си любезно смотреши,
отовсюду веселие души привлачаше,
и мниться аки аэра достигше».
Вышедшим на стену киевлянам казалось, что они парили в воздухе — такая была высота стены.

Из летописного рассказа явствует, что Милонег был известным зодчим, которому поручили сложнейшую техническую задачу и с которой он блестяще «нравился.

Петр Милонег был не только «мастер не прост», но и «ходожник». Недаром его сравнивают с легендарным библейским архитектором Веселеилом. Он не был простым мастером и по своему положению, т. к. игумен Моисей называет его «приятелем» Рюрика Ростиславича, он входил в ближайшее окружение князя и, как можно предполагать, ведал его весьма интенсивной строительной деятельностью. Имя Петра — покровителя каменщиков — часто носили мастера каменных дел.

Личностью Петра Милонега давно интересовались историки. Его часто отождествляли с упоминаемым под 1185 и 1191 годами в первой новгородской летописи занимавшимся строительством новгородским тысяцким Милонегом (или Миронеем, как записано во второй новгородской летописи). Однако форма упоминания тысяцкого Милонега в летописном тексте говорит о том, что это был фундатор, а не мастер. Имя Милонег было распространено на Руси и его могли носить и новгородский тысяцкий, и киевский зодчий.

Конец XII в.— время «Слова о полку Игореве», время блестящего расцвета древнерусской культуры. Киев, где в ту пору работали видные писатели, поэты, художники, философы, еще более укрепляет свое культурное первенство среди городов Руси. Активная литературно-художественная деятельность продолжалась в Печерском монастыре. В Киеве тогда существовало два культурно-художественных центра, группировавшихся при дворах Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича. Первый, куда входили автор известного литературного произведения того времени «Слова о князьях», вероятно, черниговский епископ Антоний и гениальный автор «Слова о полку Игореве», — был тесно связан с черниговскими и северскими землями и династией князей Ольговичей. О дворе Святослава автор «Слова о полку Игореве» писал: «Ту немци и венедеци, ту греци и морава поют славу Свято-славлю...» Для этого круга были характерны призывы к единению русских земель и восстановлению авторитета киевского князя. Очень любопытной особенностью, нашедшей отражение и в «Слове о полку Игореве», и в архитектурной деятельности Святослава был определенный ретроспективизм, по выражению автора «Слова», «звонение в прадедную славу», «свивая славы оба полы сего времени». Так, строя в Чернигове на Новом княжеском дворе Благовещенскую церковь, Святослав явно старался наследовать некоторые черты архитектуры периода расцвета Киевской Руси: галереи вокруг здания, башенные выступы, мозаичные полы. В Киеве мастера, сооружавшие по заказу Святослава Васильевскую церковь, строили ее еще по-старому.

Иной была направленность окружения Рюрика Ростиславича, куда входили белгородский епископ Андреян, выдубецкий игумен Моисей, художник Петр Милонег. Сам Рюрик «имел любовь ненасытну о зданиях», жена его мастерски вышивала золотом и серебром, невестка Верху с лава «ревностно покровительствовала ученых мужей своего времени — Симона и Поликарпа» [50, с. 223]. Брат Рюрика Роман создал в Смоленске славяно-греко-латинское училище и якобы даже разорился на покупке книг [108, с. 198]. Как можно думать, в кругу Рюрика Ростиславича были склонны к новшествам и, во всяком случае, хорошо знакомы с новыми веяниями в мировом искусстве и архитектуре.

Васильевская церковь на Новом дворе. План по М. К. Каргеру
Васильевская церковь на Новом дворе. План по М. К. Каргеру
Начало нового стилистического направления исследователи связывают с оригинальным композиционным приемом, впервые примененном в середине XII в. зодчим Иваном Бельчицким в соборе Евфросиньевого монастыря в Полоцке. Зодчий развил четверик барабана в значительный по размеру и форме объем, придав пирамидальный характер композиции здания и тем самым переосмыслив традицию крестовокупольных построек. Вполне сформировались черты нового стиля в построенной в Смоленске в 90-х годах XII в. князем Давидом Ростиславичем (братом киевского князя Рюрика) церкви Михаила, о которой Моисей Выдубецкий писал: «Такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивиться изрядной красоте ея...» Как и в Полоцкой церкви, четверик под барабаном Михайловской церкви развит в отдельный объем, но пирн мидальность композиции придают трех лопастные завершения фасадов и пониженные по сравнению с основным объемом притворы. Композиция интерь ера решительно отлична от сооружений предыдущего времени: она башне образна, здесь восстановлен живописный характер, присущий зданиям XI и. типа Софийского собора в Киеве. Нет сомнения в том, что зодчий, строивший Михайловскую церковь, отвергая ело жившийся канон XII в., стремился сблизить архитектуру своей постройки с прославленными зданиями периода расцвета Киевской Руси. Эта черти стала характерной для нового стилистического направления, столь пере кликающегося с лейтмотивом «Слова о полку Игореве».

Еще Н. М. Карамзин высказывал очень правдоподобную догадку о том, что Давид Ростиславич построил Михайловскую церковь после поездки в Киев в 1195 г. [50, с. 62] и, возможно, что в ее постройке мог принимать участие Петр Милонег. Церковь сравнительно хорошо сохранила первоначальные формы — она была детально изучена п довоенные и послевоенные годы П. Д. Барановским. В Смоленске были обнаружены фундаменты около десятка каменных зданий, относящихся к новому стилистическому направлению и датируемых концом XII и XIII вв. (как известно, нашествие хана Батыя не коснулось Смоленска, и строительная деятельность там, как и в Новгороде, продолжалась и во второй половине XIII в.).

Черты нового стиля угадывались по типам небольших, чаще всего одноапсидных храмов, малоформатной илинфе и, самое главное, — по профилированным пилястрам, повсеместно заменявшим грузные полуколонны на фасадах построек предыдущего времени. В научном мире стало традицией

Следует отметить, что все смоленские здания этого стиля не имеют датировок (кроме Михайловской церкви, датируемой 90-ми годами XII в.), в то время как датировка киевских построек, как увидим ниже, дает основание считать, что начальный период стиля и его кульминация были связаны с Киевской землей.

Васильевская церковь на Новом дворе. Реконструкция автора
Васильевская церковь на Новом дворе. Реконструкция автора
Самым совершенным памятником нового стиля является Пятницкая церковь в Чернигове [22, с. 13—34]. Важнейшей новой чертой этого сооружения является живописный характер декоративных приемов — сетчатых орнаментов из кирпича («городков») и меандровых фризов, снова появившихся на фасадах вместо сухой романской аркатуры. Необыкновенно интересны рациональная кирпичная кладка «ящиками», четвертькружные арки и своды, перенесение основного вертикального распора со стен, на наружные столбы, что напоминает принципы готической конструктивной системы. Исследователем памятника П. Д. Барановским была выдвинута гипотеза о том, что строителем Пятницкой церкви мог быть киевский зодчий Петр Милонег. Эта мысль неоднократно повторялась в литературе. Последние исследования черниговской и северской архитектуры показали, что здание строили местные черниговские мастера, хотя, вполне вероятно, что они находились под влиянием творчества прославленного киевского зодчего.

В самом Киеве, к сожалению, ни одной постройки нового стиля в первоначальном виде не сохранилось, однако исследования фундаментов ряда зданий, найденных в последние годы, а также сохранившийся до наших дней храм Василия в Овруче и остатки зданий в с. Белогородке под Киевом, в том числе столов — этого, как можно думать, программного произведения нового архитектурного стиля — дают достаточно оснований, чтобы представить себе киевскую монументальную архитектуру эпохи «Слова о полку Игореве», определить ее особенности и общность со всей древнерусской архитектурой этого времени.

Овруч или Вручай, как он назывался в древности, был одним из важных городов древлянской земли с крепостью X в. Отсюда в Киев для строительства доставляли розовый шифер (пирофиллит). С 1169 г. Овруч был феодальным владением князя Рюрика Ростиславича. Сюда он часто приезжал из Киева по своим личным делам («своих деля орудей»), в том числе для строительства церкви Василия «во имя свое* (христианское имя Рюрика). Наиболее вероятен год начала строительства 1190, т. к. на стене церкви существовала надпись-граффити с датой 1192 г. Судя по всему, это была первая по времени постройка, в которой сказались черты нового стиля. Церковь дошла до начала XX ст. в руинах, но в 1908—1909 гг. была восстановлена по проекту А. В. Щусева.

Это был небольшой четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с раздвинутыми подкупольными столбами и башнеобразным характером интерьера. С западной стороны к храму примыкают две круглые в плане башни — явное стремление зодчего подражать Киевской Софии. Внутри северной и южной стен устроены проходы с проемами внутрь сооружения, что придавало им характер своеобразных лоджий.

Верх здания не сохранился и А. В. Щусев решил его в традиционных формах крестовокупольных построек, хотя, вероятно, оно имело такие же трехступчатые своды, как и Пятницкая церковь в Чернигове, что придавало композиции здания пирамидальность. Строили Овручскую церковь, очевидно, киевские мастера и возможно участие в этом строительстве архитектора Рюрика Ростиславича — Петра Милонега. Киевским мастерам принадлежит и другая постройка Рюрика Ростиславича — собор Апостолов в Белгороде (теперь с. Белогородка под Киевом). В жизни Киева Белгород играл большую роль. Расположенный на горах, окаймляющих долину реки Ирпень, в 15 км на запад от Киева, он был ключевым городом, куда сходились важнейшие дороги на Волынь и Галич — «в Ляхи и Угры». Через Белгород шел знаменитый торговый путь в Регенсбург, бывший одной из основных артерий, связывавших Киевскую Русь со странами Европы. В мощной Белгородской крепости, построенной еще в 991 г. Владимиром Святославичем, сосредотачивались военные силы Киевской Руси. В XII в. там находилась резиденция заместителя киевского князя. Обосновавшийся там Рюрик Ростиславич отстраивает свой двор и сооружает на месте сгоревшей деревянной церкви собор Апостолов. Собор был заложен, как можно считать, в июне 1195 г. и закончен в 1197 г., т. е. строился два с половиной года. Характеризуя церковь, Моисей Выдубецкий писал «...высотою же и величеством и прочим украшением всем вдив удобрене, по Приточнику глаголящему: вся добра возлюбленая моя и порока несть в тебе». Очевидно, необыкновенно красива была церковь, если летописец сравнивает ее с легендарной красавицией Суламифью из библейской «Песнь песней» [10, с. 188]. Церковь до наших дней не сохранилась. Остатки ее фундаментов и нижней части были исследованы в 1909—1911 и 1966—1967 гг. По типу собор Апостолов был шестистолпным трехапсидным храмом, что является исключением в архитектуре того времени, когда господствовал тип четырехстолпной постройки. Это можно объяснить значимостью Белгородского собора и его большими размерами (19,3X26,1 м с апсидами). Центральные столбы сильно раздвинуты, а боковые нефы заужены. Вся композиция здания приближалась к центрической, что редко встречалось в шестистолп-ных храмах. Восточные подкупольные столбы были крещатыми, а четыре западных имели восьмигранную форму, характерную для нового стилистического направления. Над угловыми западными ячейками возвышались два небольших овальных в плане купола на высоких барабанах. Лопатки здания были украшены сложными профилированными пилястрами, образовавшими на угловых пилонах целый сноп вертикальных тяг.

Ротонда. План
Ротонда. План
Судя по всему, Белгородский собор просуществовал недолго: возможно, причиной этому были сложность конструкций верха и не всегда оправданное новаторство. Но исследования свидетельствуют о том, что зодчий стремился создать новое, возможно, программное для утверждающегося стиля призведение, в котором он творчески воспроизвел «перекличку» с архитектурой времени Ярослава Мудрого (пирамидальная композиция, многоглавие, златофонные фрески, имитирующие золотые фоны софийских мозаик) при близком знакомстве с европейской архитектурой того времени и, в частности, с зарождающейся готикой.

Неподалеку от собора Апостолов в 1968—1969 гг. Б. А. Рыбаковым раскопан одноапсидный четырехстолпный храм (размеры 14,5X20,2) с широко расставленными столбами, кубическим центральным объемом и большой (9 м шириной) апсидой [100, с. 285—287]. Строительство храма исследователь относит к концу XII — первой половине XIII вв. Его архитектура была значительно проще собора Апостолов. Найденный при исследованиях великолепный белокаменный саркофаг свидетельствует о том, что храм служил усыпальницей белгородских епископов. Сооружение не имело профилированных пилястр, но композиция его, вне сомнения, была центрической и в перекрытии могли быть применены ступенчатые своды.

Интереснейший памятник, который также можно отнести к строительной деятельности Рюрика Ростиславича, раскопан в 1949 г. М. К. Каргером в Киеве на холме над быв. Вознесенским спуском (ул. Смирнова-Ласточкина) за усадьбой Киевского художественного института [54, с. 127—137]. Памятник этот был обнаружен еще в 1878 г. П. А. Лашкаревым, отождествившим его с церковью Симеона на Копыревом конце и считавшим, что его строителем был Святослав Ярославич (т. е. здание должно было относиться к XI в.). В связи с неточностью фиксации памятника он был раскопан и исследован вторично. Оказалось, что это небольшой четырехстолпный храм размерами 11,2X13,6 м с одной апсидой, построенный из кирпича 28X20X4,5 см. Широко расставленные крещатые в плане столбы являются признаком центрической композиции. Довольно широкий (около 2,5 м) нартекс почти в два раза превышал ширину узких боковых нефов: очевидно, необходимо было увеличить ширину хор. Об их наличии говорит значительно расширенная западная стена, где размещалась внутристенная лестница. Лопатки фасадов были украшены профилированными пилястрами с применением четвертькружных кирпичей, очень близкими к профилю пилястр Белгородского собора. Профили этих пилястр (так называемого мягкого типа) характерны для киевской и черниговской архитектуры, в отличие от смоленской, где выступы пилястр чаще имеют прямоугольную форму (жесткий тип). Профилированные пилястры на углах здания образовывали пучки вертикальных тяг. Высоко расположенный над порогом вход — черта, характерная для древнерусских построек конца XII — начала XIII вв. Церковь стояла на мысу, которым заканчивалась нагорная часть Копырева конца, и очень эффектно воспринималась с Подола.

О строительстве Рюрика Ростиславича в Киеве летописец сообщает в Ипатьевской летописи под 1197 г. сразу же после рассказа о постройке Белгородского собора: «Того же лета созда великий боголюбивый князь Рюрик церковь святого Василия, во имя свое в Киеве на Новом дворе; священа бысть великим священием митрополитом Никифором и епископом белогородьским и Юрывскым епископом, месяца генваря в первый день». Азимут раскопанной на Вознесенском спуске церкви свидетельствует, что храм был заложен зимой, в день св. Василия, близкий к 1 января (храмы на Руси часто закладывали и освящали в день празднования святого, которому они посвящались. Здание, вероятно, было построено мастерами, строившими Белгородский храм: об этом говорят и технические приемы заложения фундаментов, и форма кирпича, и профиль пилястр. Поэтому есть все основания атрибутировать это здание как церковь Василия на Новом дворе. Изящный небольшой храм с хорами для князя больше всего подходит по типу и архитектуре к дворцовой церкви княжеского двора.

Ротонда. Реконструкция автора
Ротонда. Реконструкция автора
В 1967 г. Киевская экспедиция института археологии АН УССР под руководством П. П. Толочко, с участием автора исследовала остатки еще одной каменной постройки на Копыревом конце — в современном Нестеровском переулке [114, с. 80—87]. К сожалению, раскопать полностью план здания не удалось, но исследованиями были получены интересные данные о небольшом храме (длиной 11,4 м), вероятно каплицы богатого боярского двора, сог оруженного, как можно думать, в первой половине XIII в.: фундаментные рвы прорезали культурные слои XII и XI вв., однако ни одной находки, относящейся ко времени позже первой половины XIII в., среди обильного археологического материала не обнаружено.

Фундаменты здания были возведены любопытным способом: котлован забутован кирпичным щебнем, сверху залит раствором (в данном случае — известковым с примесью цемянки) и утрамбован. Слой такого бетона толщиной в 10—20 см перемежали со слоями утрамбованной земли толщиной в 4—5 см. На верхнем слое бетона начинали кирпичную кладку стен. Нижний ее ряд был сложен из толстого брусчатого (с желобками и без желобков) кирпича размерами 12Х24,5Х9 см на известковом с примесью цемянки растворе. Два последующих ряда кладки были сложены из плинфы размером 27X20X5 см. Никаких следов вторичного использования плинфы обнаружено не было. В дальнейшей кладке плинфа употреблялась наравне с характерным для романо-готической архитектуры брусчатым кирпичом. Такой (так называемый литовский) кирпич употреблялся в строительстве на Украине в XIV — первой половине XVII вв. и его неоднократно в большом количестве находили при раскопках некоторых зданий, в частности церкви за усадьбой Киевского художественного института, но его всегда относили к остаткам позднейших перестроек. В небольшом храме в Нестеровском переулке в древней кладке он обнаружен впервые.

В 1897 г. в усадьбе по ул. Б. Житомирской, 24 (напротив ул. Чкалова) были обнаружены фундаменты древнего храма, в кладке стен которого одновременно применялись плинфа и брусчатый кирпич [84, с. 252]. М. К. Картером во время раскопок одного из киевских жилищ, погибших при нашествии орд хана Батыя, найдена печь, сложенная из брусчатого кирпича, а в 1964 г. фрагменты такого же кирпича были обнаружены В. К. Гончаровым в жилище первой половины XIII ст. боярской крепости Иван на Днепре. Все это дает основание предполагать, что брусчатый кирпич начинает распространяться на Руси в начале XIII в.

Интереснейшим памятником архитектуры Киева рассматриваемого периода является большая ротонда, раскопанная и исследованная Киевской экспедицией института археологии АН УССР под руководством Я. Е. Боровского в 1975—1976 гг. [27, с. 90—103]. Эта ротонда стояла в самом центре киевского детинца, напротив Десятинной церкви (современная усадьба по ул. Владимирской, 3) и, как можно предположить, была одним из элементов ансамбля Бабиного торжка. Это круглая в плаке постройка, наружный диаметр которой составлял 20 м. Стены ротонды членили 16 мощных пилястр, а в центре находился круглый столб диаметром 3,2 м. Фундаменты ротонды сооружены в типичной для конца XII в. технике: котлованы забутовывались щебенкой и заливались глиняным раствором с добавкой извести и цемянки. Для забутовки употребляли битые кирпичи, камни песчаника и мелкие валуны-булыжники. Глубина заложения фундаментов — от 40 до 110 см. Фундаменты пилястр, имеющих ширину 153 см и толщину 70—80 см, заложены на 20—30 см глубже фундаментов стен (пилястрам, очевидно, придавалось большое конструктивное значение). Нижняя часть стен, которую исследователи считают цоколем высотой в 40—50 см, была выложена по-рядовой кладкой из малоформатной плинфы (28X20X4,5 см) на известковом с примесью цемянки растворе. После обреза цоколя шла кладка стен, сохранившаяся на несколько рядов. В кладке стен и столба одновременно с плинфой употреблен брусчатый кирпич, подобно тому, как в храме в Неотеровском переулке. Размеры брусчатого кирпича — 25X12X8 см.

Изображение Новгородской божницы на Подоле на миниатюре Радзивилловской летописи
Изображение Новгородской божницы на Подоле на миниатюре Радзивилловской летописи
Вопрос о перекрытии здания решить трудно. Нет сомнения в том, что столб служил опорой то ли для балочного перекрытия (в этом случае длина балок должна была достигать 8 м, что, в общем, вполне допустимо), то ли для ползучих арок типа нервюр, что менее вероятно в связи с большой их конструктивной сложностью. Внутри здания найден блок от верха стены с остатками арки, что дало повод авторам раскопок высказать мнение о том, что фасадные стены между пилястрами завершались арками. Этот блок находился внутри здания и лежал лицевой поверхностью вниз: арка, скорее всего, разгружала с внутренней стороны участок стены между пилястрами. Кроме того, различная ширина между пилястрами не давала возможности завершить арки на фасаде на одном уровне. Пилястры явно имели конструктивное назначение — они погашали горизонтальный рас-пор от стропильных ног или нервюр.

О декоре фасадов судить трудно. Пилястры здания, очевидно, в силу своего конструктивного назначения не были профилированными. Найденные кирпичи от поребрика и валиков дают основание считать, что эти формы употреблялись в декоре фасадов. Едва ли можно сомневаться в том, что внутри ротонда представляла зальное помещение значительной высоты (9—10 м), назначение которого, однако, далеко не ясно. Строительство ее в конце XII или начале XIII вв. исключает дворцовый характер — к тому времени уже не сооружали княжеских гридниц. Есть существенные аргументы против ее культового характера: в здании отсутствует апсида либо апсидная ниша, в раскопках не было обнаружено погребений и церковных вещей. И хотя по типу плана подобные церковные сооружения известны в западной средневековой архитектуре, очень заманчиво видеть в киевской ротонде гражданскую постройку времени активной деятельности «киевской синьории». В 1955 г. при рытье котлована на ул. Волошской обнаружены большие развалины древней кладки. В. А. Богусевичем, В. К. Гончаровым и автором были проведены исследования этих развалин и удалось обнаружить блок кладки из малоформатного кирпича-плинфы размером 23X18X4 см. Кладка была выполнена на известковом с примесью цемянки растворе. Размеры, форма и характер выделки кирпичей типичны для строительства второй половины XII — начала XIII вв. и очень сходны с кирпичами церкви на бывш. Вознесенском спуске и собора Апостолов в Белгороде. Среди развалин обнаружены лекальные кирпичи от полуколонн и трапециевидные от оконных проемов. Последние также важны для датировки здания, т. к. скошенные оконные проемы стали делать лишь с 80-х годов XII в. (церковь Василия на Старом дворе). Это решительно опровергает мнение В. А. Богусевича о том, что руины могли относиться к упоминаемой в летописи под 1147 г. Новгородской божницы.

В том же 1955 г. В. А. Богусевич обнаружил остатки каменного здания на Борисоглебской улице на Подоле и высказал предположение о том, что это могли быть остатки упоминаемой в 1146 г. Туровой божницы. Кирпич этого здания (25X15X5,5 см) никак не может быть отнесен к первой половине XII в., что заставляет датировать найденную В. А. Богусевичем постройку более поздним временем.

Церковь Гнилецкого монастыря. План. Реконструкция автора и В. А. Харламова
Церковь Гнилецкого монастыря. План. Реконструкция автора и В. А. Харламова
О строительстве в Верхнем Киеве в первой половине XIII в. в летописях сообщений нет. Но в «Киевском Синопсисе», изданном во второй половине XVII в. Иннокентием Гизелем, говорится о том, что князь Мстислав Мстиславович Удалой был похоронен в построенной им Крестовоздвиженской церкви [75, т. II, с. 128]. Мстислав умер в 1228 г., и сооружение этой церкви следует отнести к началу XIII в. Церковь эта стояла, как считают, на месте современной Андреевской [37, с. 668—669]. В основании Андреевского холма находили кирпичи-плинфу конца XII — начала XIII вв., возможно, от этой церкви. О ее типе и формах судить категорично нельзя: можно лишь предполагать, какую важную роль играла эта постройка в силуэте древнего Киева и аналогично современной Андреевской церкви гармонично сочеталась с рельефом киевских гор.

В конце XII — первой половине XIII вв. не прекращалась строительная деятельность Печерского монастыря. К 80— 90-м годам XII в. относится появление каменных стен вокруг Печерского монастыря, огражденного до этого простым деревянным частоколом. Нападения половцев и княжеские усобицы часто опустошали монастырь и строительство укреплений вокруг него было необходимо. Каменные стены хоть и редко, но возводились на Руси вокруг княжеских (Владимир) или епископских (Переяслав) дворов. В XI в. каменные сг:ены были возведены вокруг Софийской митрополии в Киеве. О строительстве каменных стен вокруг Печерского монастыря есть несколько любопытных сообщений письменных источников. В письме некоего «старца» к печерскому игумену Василию говорится: «...Ты создал вокруг Печерского монастыря высокие и прекрасные, каменные стены на твердом основании. Для сего, во-первых, заготовил ты денежные средства, потом, при помощи. огня приготовил плинфу, и, наконец, совершил дело при помощи воды и извести». [17, с. 40—43].

Сам строитель лаврских стен был человеком популярным в те времена. Об этом строительстве Иннокентий Гизель писал в Синопсисе: «Самый монастырь окрест каменными стенами обведен бысть на два стрельбища (длиной на два выстрела из лука, то есть около 800 м, — Ю. А.): в толстоту же или в ширину каменна стена бяше на сажень, и врата каменные же, идеже церковь Тройцы». И далее, описывая события 1240 г.: «Того ж лета злоче-стивый Батый разориша преславный Киев, прииде с погаными своими и к обители... Печерской, идеже множество народа бе в затворе... нечестивии варвары овнами, или таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушиша... и весь основания искорениша и разметаша» [60. с. 93, 125—1261.

В 1951 г. в саду Печерского заповедника обнаружены остатки этой стены и исследованы В. А. Богусевичем и автором книги [17, с. 40—43]. Стена была прослежена на участке около 150 м вплоть до Троицкой надвратной церкви. В дальнейшем, в 1957 г. ее исследования продолжил С. К. Килессо. Выдвинутые перед воротами участки стен играли роль бастионов, защищающих вход в монастырь. Фундаменты стены были заложены в двух параллельных котлованах на глубину 70 см. Ширина двух котлованов с промежутком между ними — 256 см. Котлованы забучены рваным камнем и битым кирпичом. По верху фундаментов устраивалась бетонная площадка. Характер бетона обычный для того времени; плохо перемешанная известь со значительной добавкой цемянки и кирпичного щебня. На этой площадке на расстоянии 28 см от края фундаментов выкладывали две параллельные стенки толщиной в 2 кирпича, пространство между которыми забучивали бетоном. Кирпич — плинфа размером 26X20X4 см, очень похожий на кирпич собора Апостолов в Белгороде. Толщина всей стены составляла 205 см, высота, судя по развалам,— достигала 5—6 м. Стена, вероятно, завершалась боевой площадкой с зубцами — для этого было достаточно места. Ни машикулей, ни аркатуры стена, очевидно, не имела, т. к. ни одной детали при исследованиях не было найдено.

Значительное каменное строительство велось в монастыре после землетрясения 1230 г., когда, как написано в Ипатьевской летописи, «месяца мая в 3 день в Киеве — граде больше того най паче бысть потрясение: в монастыри Печерском церкви святыя Богородица каменная на 4 части раступися». После этого были полностью переложены южная стена собора, своды и барабан с куполом. Кладка выполнена порядовым способом старой, вторичного использования плинфой от разрушенных частей здания и новой — малоформатной (27X19X6 см). Последней особенно много в верхних частях здания.

Церковь Гнилецкого монастыря. Реконструкция автора и В. А. Харламова
Церковь Гнилецкого монастыря. Реконструкция автора и В. А. Харламова
Очень интересным памятником печерской архитектурной школы является раскопанный В. А. Харламовым в 1980 г. храм бывшего Гнилецкого монастыря. Монастырь, расположенный в живописном урочище Церковщина в 15 км к югу от Киева, был в древности скитом Печерского монастыря. Его основателем считали печерского игумена Феодосия. Скит, очевидно, играл и определенную хозяйственную роль, находясь в центре земель, принадлежавших Печерскому монастырю. В XI в. постройки монастыря были деревянными, позже там была сооружена каменная церковь Богородицы. В 30-х годах XIX ст. остатки хорошо сохранившихся нижних частей здания были раскопаны монахами. Еще раз фундаменты были вскрыты в 1900 г. при строительстве новой каменной церкви, но план и особенности строительной техники не удалось проследить. Это был небольшой (10X13 м) четырехстолпный трехапсидный храм с под-купольным пространством 2,24X2,80 м. Внутренние столбы были квадратной формы, угловые лопатки — плоскими, а две центральные имели трехступча-тые профили так называемого жесткого типа, характерные для смоленских зданий и ранее еще не встречающиеся в киевских. Ленточные фундаменты отсутствовали: под столбы были выкопаны отдельные котлованы, что также характерно для техники конца XII — начала XIII ст. Кладка фундаментов выполнена забутовкой щебня без раствора. Вызывает интерес прослойка из спондиловой глины, проложенная по верху фундаментов. Неожиданной оказалась кладка стен не на известковом, а на глиняном с небольшой добавкой извести растворе. Кирпич — маломерная плинфа (размерами 27X19X4 см), часто с рифлениями, как в Белгородском соборе. Профилированных кирпичей — полукружных и четвертькружных — в раскопках найдено немного, но их наличие указывает на то, что в декоре фасадов применялись профилированные детали. Хорошо сохранились фрагменты пола из коричневых и желтых поливных плиток размерами 17Х17Х2 см. Особенно любопытны оказались фрагменты фресковой росписи, сохранившейся в нижних частях западного угла здания. Яркие цвета орнамента, выполненного на светлом фоне, напоминают живопись собора Апостолов в Белгороде. Техника возведения здания, равно как и характер профиля пилястр, неоспоримо свидетельствуют о времени его строительства в конце XII — начале XIII вв.

Анализ всех данных об исследуемых постройках позволяет с большой долей вероятности определить особенности киевской архитектурной школы этого времени.

Взаимоотношения между отдельными архитектурными школами в древней Руси были столь же сложными, как и взаимоотношения между княжествами и землями, в силу чего в одних случаях местные особенности проявлялись сильно, в других они сглаживались общерусскими и общими для всего стилистического направления чертами. Для архитектуры Киева, как и для всей древнерусской архитектуры рассматриваемого периода, был характерен центрический тип четырехстолпного храма с башнеобразной пирамидальной композицией с тремя или с одной апсидой. Шестистолпный собор Апостолов в Белгороде не выделяется из этого типа, т. к. в отличие от шестистолпных храмов предшествующего времени имел, как следует предполагать, повышенную центральную часть и пониженный нартекс. Однако все киевские постройки настолько разнообразны, что создается впечатление, что после установившегося к середине XII в. шаблона шестистолпных одноглавых храмов типа Кирилловской церкви зодчие конца XII — первой половины XIII вв. стремились к максимальному разнообразию типов, форм и композиционных приемов.

В сооружениях, относящихся к строительной деятельности Рюрика Ростиславича, также прослеживаются своеобразные реминисцентные тенденции, выражавшиеся в «перекличке» с зодчеством периода расцвета Киевской Руси. К киевским реминисцентным чертам эпохи «Слова о полку Игореве» следует отнести, кроме ступенчатой композиции, такие приемы, как башни овручского храма и многоверхого собора Апостолов в Белгороде, златофонные фрески в обеих постройках. Для всех сооружений Киева конца XII — первой половины XIII вв. характерны общие для всей приднепровской архитектуры методы строительства; особенностью Киева было применение в кладке брусчатого кирпича. Киевские мастера, в отличие от черниговских и смоленских, не ставили знаков на кирпичах. Общими для всей приднепровской архитектуры является отсутствие ленточных фундаментов. Фасады большинства киевских построек были украшены профилированными пилястрами, чаще всего с мягким характером профиля, в отличие от смоленских построек, где доминировали пилястры жесткого профиля. Особенно интересен и разнообразен был наружный декор построек киевской школы. Фасады церкви Василия в Овруче декорированы вставленными в стены красными камнями, а фасады собора Апостолов в Белгороде были украшены керамическими поливными плитками. Наружные части некоторых построек (барабан Белгородского собора, стены церкви над бывш. Вознесенским спуском) были оштукатурены и раскрашены.

Все это свидетельствует о том, что Киев накануне монголо-татарского нашествия не только не утратил роли крупного архитектурно-строительного центра, но и продолжал оказывать существенное влияние на развитие всей древнерусской архитектуры.

Архитектура древнего Киева, как и вся древнерусская архитектура, прошла в своем развитии несколько этапов. Эти этапы, во-первых, соответствовали смене стилистических направлений мирового историко-архитектурного процесса, что было обусловлено общими для эпохи средневековья социально-экономическими условиями. Во-вторых, они соответствовали общерусским особенностям развития древнерусского зодчества, что определялось конкретными историческими, экономическими и культурными условиями жизни древней Руси. И в-третьих, несомненную роль в формировании стилистических черт каждого из этих этапов сыграли местные особенности, присущие Киеву — городу, где формировалось мастерство древнерусских строителей, где зародилось древнерусское монументальное каменное зодчество, где развивались традиции многовековой славянской культуры, выкристаллизовывались новые культурные, художественные и архитектурные течения, где, наконец, перекрещивались пути, связавшие Русь со странами Византии и Кавказа, Европы и Азии.

Не на всех этапах влияние Киева на древнерусское зодчество было равнозначным. В первые периоды, когда при Владимире Святославиче зарождалось каменное зодчество, а при Ярославе Мудром оно достигло высокого совершенства, киевская архитектурная школа была, по существу, единственной на Руси. Есть достаточно оснований считать, что строительство новгородского и полоцкого Софийских соборов велось при участии киевских зодчих, или, во всяком случае, под их влиянием.

Нет сомнения в том, что на формирование архитектурного мастерства киевских строителей большое влияние оказали византийские мастера. Однако киевские зодчие X — первой половины XI вв. творчески разрабатывали поставленные перед ними задачи, что проявилось и в конструктивных, и в типологических, и в художественных чертах архитектуры времен Владимира и Ярослава Мудрого. Новаторство зодчих было «запрограммировано» при создании Киевской Софии, и это обеспечило неповторимость ее конструктивных решений и архитектурно-художественного образа, что проявилось, прежде всего, в ее многоверхой, удивительно гармоничной композиции.

На втором стилистическом этапе, охватывающем период со второй половины XI до первой четверти XII вв., в Киеве вырабатывается тип здания феодального монастыря, в котором усиливается влияние византийского церковного канона и исчезают черты предшествующего этапа — многоглавие, пятинефные планы, обширные хоры, галереи, башни. Композиция приобретает статический характер, с наибольшей яркостью воплотившись в одноглавом шестистолпном крсстовокупольном храме. Образцом для него являлся Успенский собор Печерского монастыря. По его типу много лет и даже несколько столетий будут строиться храмы на Руси — кафедральные, соборные, монастырские. И хотя Киев в этот период продолжает оказывать большое влияние на архитектуру других областей (еще везде будет употребляться киевская смешанная кладка, и во многом — типы и художественные приемы), но в Переяславле и Новгороде уже активно пересматриваются киевские традиции и выкристаллизовываются черты местных областных школ.

Эти черты с особой силой сказались на третьем этапе развития древнерусской архитектуры, охватывающем период с 30-х до 80-х годов XII в. включительно. Это время развитого феодализма, когда феодальный уклад и феодальный способ производства утвердились во всех древнерусских землях, и обосновавшиеся там княжеские династии активно противодействовали киевским общегосударственным тенденциям. Это — время феодальной раздробленности, когда в древнерусских областях сложились местные архитектурные школы. Зодчие переходят на строительство из местных строительных материалов, что повлекло за собой разработку новых технических и художественных приемов. В эту пору Киев наравне с Черниговом и Смоленском становится центром, где развивается кирпичная строительная техника. Повсеместно исключается полосатая смешанная кладка и сопутствующие ей декоративные приемы — меандровые фризы и орнаментальный декор; взамен этого получают распространение детали из кирпича — поребрик и аркатура, мощные полуколонны на фасадах — и другие особенности, сближающие архитектуру того времени с романским зодчеством. Но выработанный в Киеве в предшествующий период тип крестовокупольного храма остается незыблем: он более всего соответствовал условиям времени.

Нет сомнения в том, что возникший в конце XII в. новый архитектурный стиль во многом был подготовлен изменениями в социальной жизни Киева, нашедшими широкое распространение на Руси. Выход на политическую арену торгово-ремесленного сословия, активность городского населения, новые культурные веяния способствовали возникновению архитектурного направления, в котором был отвергнут крестовокупольный византийский композиционный канон, архитектура освободилась от догматического стандарта предшествующего времени. Возникли новые композиционные системы, в которых нашли воплощение народные представления о красоте архитектурного сооружения. Киев не стоял в стороне от этого процесса, как еще недавно это казалось исследователям древнерусской архитектуры. Об этом свидетельствуют не только письменные источники, столь ярко описывающие постройки того времени и мастерство киевского зодчего Петра Милонега, но и остатки киевских зданий, относящихся к новому архитектурному стилю. И есть все основания считать, что главные черты этого стиля, столь близкого по характеру к развивающейся в странах Европы готике, к так называемому «ренессансу Палеологов» в Византии, к живописному стилю Закавказья и зодчеству балканских стран, сложились под влиянием того процесса, который ярко проявился в художественной жизни конца XII — начала XIII вв.

В эпоху иноземного владычества, и особенно в период освободительной войны украинского народа XVII в., запустелые, полуразрушенные, но величественные и прекрасные в художественном совершенстве памятники древнего Киева напоминали украинскому народу о славном прошлом единстве, о кровной близости трех братских народов — русского, украинского и белорусского. Иноземные властители пытались уничтожить эту память, разрушая древнерусские постройки, но в их защиту украинский народ не раз поднимался с оружием в руках. Восстановление этих памятников становилось важным политическим событием того времени, а восстановленные — они сыграли немалую роль в формировании национальных черт украинского зодчества, переживавшего расцвет после воссоединения Украины с Россией.

Все эти сооружения дают возможность дополнить картину грандиозных строительных работ, выполнявшихся в начальный период зодчества Киевской Руси. Обращаясь к композиционным приемам народной архитектуры, восходящим к древнерусским истокам, русские зодчие в сооружениях периода становления русского государства в XIV—XV вв. в прославленных храмах-памятниках XVI в., в красочных постройках XVII в., подобно зодчим Киевской Софии в стилях своего времени создавали торжественные многоглавые композиции. Украинские архитекторы в XVII в. создали яркий и самобытный архитектурный стиль, основной особенностью которого было обращение к тем же народным композиционным приемам.

Так возникли Георгиевский собор Выдубецкого монастыря и Всехсвятская церковь над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры, по праву считающиеся шедеврами украинского зодчества.

Иные характерные черты, выразившиеся не только в композициях, но и в типах построек, имела другая киевская традиция. Она восходит к Успенскому собору Киевского Печерского монастыря, по образцу которого еще в XII в. строились соборы во многих древнерусских городах. Русские и украинские зодчие обращались к этой традиции в тех случаях, когда необходимо было подчеркнуть преемственность сооружений от крестовокупольных храмов Киевской Руси. К традициям крестовокупольной системы восходят постройки ряда монастырских соборов в Киеве, Чернигове, Лубнах, Полтаве, хотя в каждом случае зодчие вносили и в типы, и особенно в композиции зданий новые черты, нередко совмещая традиции построения планов древнерусских сооружений с композиционными приемами деревянной украинской архитектуры.

Таким образом, корни русской, украинской и белорусской архитектуры уходят в Древнюю Русь, и приемы строительной техники, выявленные при раскопках древних жилищ киевского Подола, особенности оборонительной деревянно-земляной архитектуры, типы и формы культовых сооружений еще немало столетий оказывали влияние на зодчество восточнославянских народов.