Основными источниками изучения первобытного общества являются археологические памятники, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора.

Вся история технических и культурных достижений первобытного человека на основе применения различного материала и техники изготовления орудий делится на три эпохи: каменную, бронзовую и железную. Первобытные люди еще в каменную эпоху строили полуземлянки, деревянные дома на сваях и жилища из глины, которые выполняли лишь утилитарную функцию.

Начало архитектуры как искусства проявилось на высшей ступени варварства, когда в строительстве начинают действовать не только законы необходимости, но и законы красоты. В эпоху бронзы (2-е тысячелетие до н. э.) возводили сооружения из огромных каменных глыб: менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости и городища — так называемая мегалитическая архитектура (греч. megas — большой + lithos — камень).

Мегалитические постройки несли в себе образное начало и были художественным выражением идеологических, духовных и эстетических потребностей. Так, менгиры — вертикально поставленные камни, иногда завершавшиеся изображением головы, — обозначали место общественных церемоний.


Рис. 1. Кромлех. Стоунхендж
Рис. 1. Кромлех. Стоунхендж
Дольмены, состоявшие обычно из двух или четырех вертикально поставленных камней, перекрытых камнем, служили местом захоронения членов рода. Кромлех сооружали из каменных плит или столбов, расположенных по кругу. В Англии около Стоунхенджа был найден кромлех (рис. 1), в котором каменные столбы образуют несколько концентрических кругов: один — из небольших менгиров, другой, центральный, — из огромных глыб, попарно перекрытых каменными блоками. Центр архитектурной композиции — прямоугольная плита. Есть предположение об использовании этого кромлеха в астрономических целях.

В эпоху железа (1-е тысячелетие до н. э.) в скифском государстве город Неаполь Скифский был обнесен мощной крепостной стеной из рваного камня на глиняном растворе.

Первобытная архитектура явилась основой архитектуры раннеклассовых государств Древнего Востока. Яркий пример архитектуры древнейших классовых обществ, возникших в Азии, Африке и других странах Древнего Востока, географические рамки которого очень обширны, — архитектура Древнего Египта, создавшая грандиозные монументальные сооружения во имя возвеличения деспотической власти фараонов.

Жаркий сухой климат Египта, обилие тростника и ила определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник, кирпич из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях — камень. Художественные формы и изобразительные мотивы сохранившихся храмов, дворцов, гробниц царей и знати взяты у природы: солнце, считавшиеся священными лотос и папирус, пальма, львы и т.п. Памятники древнеегипетской архитектуры и подчинявшихся ей остальных видов искусства на протяжении всей ее истории имели в основном культовое назначение.

История развития архитектуры Древнего Египта делится на несколько эпох. Раскопки захоронений дают представление о характере и уровне развития искусства и архитектуры Египта самого раннего времени. Воображаемый загробный мир мыслился древними египтянами подобным земному, поэтому умершего снабжали предметами, которые служили ему при жизни.

В додинастический период (5—4-е тысячелетия до н. э.) древнейшие могилы, как и ранние жилища, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, покрытые ветками, циновками. Затем появились прямоугольные захоронения со стенами, обложенными изобретенным в то время кирпичом-сырцом, т.е. необожженным глиняным кирпичом, причем стены смыкались, образуя ложный свод из выступающих один над другим концов кирпичей. В конце периода над могилами стали устраивать песчаные насыпи.

В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв. до н. э.) при первых фараонах, когда оформилось патриархальное рабовладельческое общество, в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины, дома богачей — из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами — лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.


Наиболее известные памятники архитектуры Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. э.) — монументальные пирамиды обожествляемых фараонов и гробницы знати (мастаба), храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами. Получило развитие искусство рельефа. Сохранились знаменитые пирамиды фараонов в Гизе: пирамиды Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.), Хефрена и Микерина. Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — около 150 м. Наклонный ход ведет в центральную погребальную камеру фараона. Сложена она из плотно пригнанных блоков известняка (2,5 т каждый) без связующего материала, насухо. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях «золотого сечения» —деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая — к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработанны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц.

В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) получают распространение скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Появляются новые формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью, у входа в которые устанавливают монументальные пилоны, колонны с капителью в виде головы женщины с ушами коровы — богини Гатор.

В эпоху Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) — время расцвета египетской архитектуры — храмы состоят из святилища, крытого колонного зала и замкнутого двора, обнесенного глухой стеной. Фасад обычно был обращен к Нилу, от которого к храму шла аллея сфинксов или овнов (бараноголовых сфинксов) — мифологических животных, посвященных верховному богу Амону. Фасады храмов образованы двумя устоями — пилонами в виде двух башен с прямоугольной рамой входа между ними. Пилоны и вход увенчивались карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы — в виде выкружки и валика. Перед пилонами устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона, к пилонам прикрепляли высокие мачты с флагами.

Рис. 2. Храм Амона в Луксоре
Рис. 2. Храм Амона в Луксоре
Планы храмов были прямоугольными, главные части располагались по одной оси: открытый двор, окруженный колоннадой (перистиль), колонный зал (гипостиль), имевший обычно более высокий средний проход, святилище, кладовые. Вокруг прямоугольного участка, на котором располагался храм, возводили глухую каменную ограду по схеме жилого дома богатого египтянина. Сохранился храм Амона в Луксоре (рис. 2), главный вход во двор которого выполнен в виде монументального портала с пилонами. В храме Амона в Карнаке колонны гипостильного зала достигают высоты 20,4 м при диаметре 3,4 м (рис. З). Для архитектуры Нового царства характерно подавление человека величественными громадами архитектурных форм многократно повторяющихся монументальных элементов — колонн, пилонов, сфинксов.

Рис. 3. Храм Амона в Карнаке
Рис. 3. Храм Амона в Карнаке
Археологические раскопки показали четкую организацию центральной части городов Древнего Египта с улицами, пересекавшимися под прямым углом. В центре возводили дворец и святилище, склады, казармы, дома-усадьбы вельмож, на окраинах — дома ремесленников и хижины бедняков.

В эпоху Позднего периода (XI—IV вв. до н. э.) Египет покоряли ассирийцы, персы, однако архитектурные традиции не исчезли даже после завоевания его греко-македонцами, когда в страну проникло сильное влияние античной архитектуры и общий облик храмов стал менее грандиозен и торжествен.