Воздухоопорные оболочки

Рис. 158. Принципиальные схемы воздухоопорных оболочек
Рис. 158. Принципиальные схемы воздухоопорных оболочек
Воздухоопорные оболочки — это конструкции с избыточным давлением порядка ?р=0,001...0,01 МПа в объеме сооружения (рис. 158, а). Основными конструктивными элементами воздухоопорного сооружения являются: собственно оболочка, тамбур-шлюз, опорный контур и анкеры. Наиболее распространены однослойные оболочки, но могут применяться и многослойные, работающие по принципу послойного увеличения давления (рис. 158, б). Возможно создание оболочек с подвесным пленочным утеплителем (рис. 158, в).

Рис. 159. Основные типы воздухоопорных оболочек
Рис. 159. Основные типы воздухоопорных оболочек
По форме наиболее распространенными типами воздухоопорных оболочек являются цилиндрический свод и сферический купол (рис. 159). Разработаны рабочие чертежи цилиндрических оболочек пролетом 12, 18 и 24 м и сферических оболочек диаметром 12, 24, 36, 42 и 60 м. Они предназначены для применения как типовые в соответствии с Временной инструкцией по проектированию, монтажу и эксплуатации воздухоопорных пневматических сооружений (СН 497-77).

Рис. 160. Различные типы воздухоопорных оболочек
Рис. 160. Различные типы воздухоопорных оболочек
Кроме этих основных типов, могут применяться и другие различные по форме воздухоопорные оболочки (рис. 160). При больших пролетах оболочки усиливаются канатами, позволяющими расчленить оболочку на ряд частей с меньшими радиусами и тем самым снизить напряжение в материале и улучшить внешний вид сооружения.

Пневмокаркасные конструкции

Рис. 161. Принципиальные схемы пневмокаркасных конструкций
Рис. 161. Принципиальные схемы пневмокаркасных конструкций
Пневмокаркасные конструкции состоят из несущего каркаса в виде пневмостоек, пневмобалок, пневмоарок, пневмопанелей, пневмосводов и наружного ограждения из ткани или пленки (рис. 161). Избыточное давление 0,5...3 МПа в пневмокаркасе обеспечивает проектное положение сооружения и повышенную несущую способность. Характерным примером пневмокаркасной конструкции служит свод с несущим каркасом из пневмоарок и пневмопрогонов из высокопрочной прорезиненной ткани с ограждающей оболочкой. В последнее время введено в эксплуатацию много разнообразных пневмокаркасных сооружений вплоть до многоэтажных (рис. 161, б).
Рис. 162. Линзообразные пневмопокрытия
Рис. 162. Линзообразные пневмопокрытия

Линзообразные пневматические покрытия

Линзообразные пневматические покрытия представляют собой двойные пологие оболочки, опирающиеся на жесткий Контур, которые в плане могут иметь различную форму (рис. 162).

Рис. 163. Комбинированные пневмоконструкции
Рис. 163. Комбинированные пневмоконструкции

Комбинированные пневматические покрытия

В комбинированных пневматических конструкциях сочетается пневмокаркас с воздухоопорной оболочкой. Обычно оболочка выполняет функцию тентового ограждения, а при воздействии сильного ветра она служит воздухоопорной оболочкой (рис. 163).